Заседание экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в строительной отрасли Reviewed by Momizat on . 17 октября 2017 г. в 11:00 в зале коллегии по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11 совместно со статс-секретарем – заместителем Министра строительств 17 октября 2017 г. в 11:00 в зале коллегии по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11 совместно со статс-секретарем – заместителем Министра строительств Rating: 0
 Главная страница » Пресс-центр » Новости комитетов и членов РСС » Комитет по развитию конкуренции в строительной отрасли » Заседание экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в строительной отрасли

Заседание экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в строительной отрасли

17 октября 2017 г. в 11:00 в зале коллегии по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11 совместно со статс-секретарем – заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Н. Антипиной состоялось заседание экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в строительной отрасли.

В заседании приняли участие представители бизнеса, органов власти и научного сообщества. Основными темами обсуждения стали вопросы реализации механизма административного обжалования в строительстве, который заработал в 2016 году, и План развития конкуренции в строительной отрасли на 2017-2018 годы, разработкой которого занимается Минстрой России.

С докладом об устранении административных барьеров в строительной отрасли и внедрении в регионах РФ целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» выступила статс-секретарь — заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Наталья Антипина. Она обратила внимание на проблемы качества регламентации самих процедур, над которыми сейчас активно работает ведомство. Рассказала о типичных нарушениях, выявленных в ходе мониторинга и оценки административных регламентов и уточнила, что одной из важнейших задач является перевод всех процедур в строительстве в формат дистанционного общения с застройщиками. В частности, к 2019 году не менее 70% процедур должны быть переведены в электронный вид, оставшиеся 30% процедур будут проходить через МФЦ.

Председатель Совета — заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян отметил, что с точки зрения развития конкуренции, внедрение целевой модели по получению разрешения на строительство и территориальное планирование, позволит обеспечить в регионах единую правоприменительную практику в сфере строительства, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить сроки получения разрешительной документации на строительство, сделает работу в отрасли более прозрачной и понятной, что даст возможность к развитию деятельности МСП в этой сфере.

Начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев представил актуальную информацию по обжалованию актов и действий уполномоченных органов власти в сфере строительства и сетевых организаций. Он отметил, что жалобы от строителей, проектировщиков и других предпринимателей, работающих в сфере строительства, рассматриваются антимонопольным органом по «короткой» процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Срок рассмотрения обращения по такой процедуре составляет 7-14 дней.

Олег Корнеев пояснил, что рассмотрению в данном случае подлежат жалобы лишь на те процедуры в сфере строительства, которые предусмотрены утвержденными Правительством РФ исчерпывающими перечнями. На сегодняшний день такие перечни уже установлены в сфере жилищного строительства, а также строительства объектов водо- и электроснабжения. В сентябре 2017 года вступил в силу исчерпывающий перечень в сфере строительства нежилых объектов, в октябре – теплосетей. Он также обратил внимание собравшихся на существующую сейчас проблему реализации механизма административного обжалования в строительной области. Так, обжаловать действия органа власти на сегодняшний день можно лишь по двум основаниям: если он нарушил срок осуществления процедур из соответствующего перечня либо предъявил требование осуществить процедуру, не предусмотренную перечнем. В то время как количество предусмотренных законом нарушений сетевых организаций, на которые ФАС России может оперативно реагировать, больше.

Он сообщил, что по итогам 2016 года и первого полугодия 2017 года антимонопольными органами рассмотрено всего 65 жалоб, что, в первую очередь, связано с недостаточным количеством установленных законом оснований для обжалования. Другая причина — недостаточная информированность хозяйствующих субъектов о новом механизме обжалования процедур в строительстве.

По словам Рачика Петросяна, несмотря на общую тенденцию по избавлению строительной отрасли от административных и экономических барьеров, отдельные акты или действия органов власти требуют соответствующего контроля со стороны антимонопольного органа. Нарушения могут быть допущены при издании нормативных правовых актов, предоставлении адресных льгот, проведении отбора подрядчиков. Сокращение срока рассмотрения дел по жалобам на такие нарушения существенно увеличивают шансы предпринимателей на защиту своих прав. Но для того, чтобы механизм административного обжалования заработал в полной мере, необходимо расширить закрепленный в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции перечень нарушений со стороны органов власти в сфере строительства, которые можно обжаловать в ФАС по «ускоренной» процедуре.

Вторая часть заседания была посвящена Плану развития конкуренции (дорожной карты) в строительстве на 2017—2018 годы. По этому вопросу с докладами выступили заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Давид Акопян, заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Александр Беспалов, член Комитета Российского союза строителей по развитию конкуренции в строительной отрасли Анна Колесникова.

По словам Давида Акопяна, План развития конкуренции в любой отрасли экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на улучшение текущей ситуации и развитие конкуренции в отрасли. Любая «дорожная карта» должна содержать:

— причины, препятствующие развитию конкуренции в отрасли, и их анализ;

— необходимые условия для привлечения новых хозяйствующих субъектов на рынки отрасли;

— меры по снижению барьеров входа на рынки отрасли;

— необходимую нормативно-правовую базу.

Остроту проблематике задала своим докладом Заместитель руководителя Комитета по развитию конкуренции в строительной отрасли ОМОР РСС, Генеральный директор ООО «ЦПТС» Анна Колесникова. Она отметила, что главной направленностью вновь разрабатываемых нормативных документов, регулирующих строительную отрасль и внесения поправок в действующие, является не только защита прав и охраняемых законом интересов потребителей (заказчиков), но и развитие добросовестной конкуренции на рынке строительных работ и услуг. При этом пункт 2 Общего описания Плана развития конкуренции («Дорожной карты») в сфере строительства на 2017-2018 года, разработанного Минстроем России, охватывает минимальный круг имеющихся проблем, и только в архитектурно-строительном проектировании, тогда как его цель — это развитие строительной отрасли в целом, основополагающим принципом которой является добросовестная конкуренция.

Анна Колесникова сообщила, что ранее Комитет ОМОР РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли уже выступил с инициативой по дополнению Плана мероприятиями, способными оказать комплексное влияние на развитие конкуренции в строительстве, а именно:

  1. Закрепление на законодательном уровне персональной ответственности ГИПов, и ГАПов путем разработки и внедрения реестра недобросовестных специалистов.

Реализовать данное предложение возможно путем «расширения» сведений о специалистах в Национальном реестре специалистов, ведение которого осуществляет НОПРИЗ.

  1. Усовершенствование градостроительного законодательства в части повышения персональной ответственности экспертов за качество выдаваемых заключений (решений в отношении проектной документации) и внесение соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  2. Создание единых государственных реестров ранее выданных разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, позволяющих исключить фальсификацию документов, предоставляемых недобросовестными участниками строительного рынка в качестве подтверждения опыта при участии в закупочных процедурах, а также существенно облегчить заказчикам отбор и оценку квалификации квалифицированных и добросовестных подрядчиков.
  3. Внесение изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и утверждение Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, путем включения в его состав раздела «материалы/товары и оборудование» с указанием диапазонных характеристик товара.

С комментариями и замечаниями к докладам выступили: Член Генерального совета Общероссийской общественной организации  «Деловая Россия», Генеральный директор ООО «Геопроектизыскания» Генеральный директор рейтингового агентства строительного комплекса – Николай Алексеенко; Исполнительный директор АНО «Национальный Центр ГЧП – Максим Ткаченко; Заместитель директора Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ – Антон Забелин, Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления  «Рынок недвижимости» Татьяна Полиди;  Генеральный директор ОАО Московский центр ценообразования в строительстве «Мосстройцены» — Лариса Подгорная.

В ходе оживленной дискуссии Председатель Совета — заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян заключил, что проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере строительства однозначно требует доработки. Он предложил экспертному сообществу подготовить свои предложения по развитию конкуренции в строительной отрасли для включения в План развития конкуренции (дорожной карты) в сфере строительства на 2017—2018 годы.

© 2017 Российский Союз строителей

Наверх