Должна быть разработана концепция реформы системы ценообразования Reviewed by Momizat on . 20 октября состоялось очередное  заседание Правления Российского Союза строителей, в котором принял участие первый заместитель председателя Комитета  Госдумы РФ 20 октября состоялось очередное  заседание Правления Российского Союза строителей, в котором принял участие первый заместитель председателя Комитета  Госдумы РФ Rating: 0
 Главная страница » Пресс-центр » Новости РСС » Должна быть разработана концепция реформы системы ценообразования

Должна быть разработана концепция реформы системы ценообразования

20 октября состоялось очередное  заседание Правления Российского Союза строителей, в котором принял участие первый заместитель председателя Комитета  Госдумы РФ А.Ю.Русских. Провел заседание Правления первый вице-президент РСС В.А.Дедюхин.

На заседание Правления РСС были приглашены  представители  Минстроя России, однако, к сожалению, никто из них на заседание не явился.

Главный вопрос, который обсуждался на заседании Правления — реформа  системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В своем вступительном слове В.А.Дедюхин рассказал о взаимодействии РСС с законодательными и исполнительными органами власти, в частности, с профильными комитетами Госдумы, и перспективах этого сотрудничества на следующий год. Так, только за последний период были проведены встречи с руководителями полпредств Президента в ЦФО и СЗФО, где речь шла о необходимости  взаимодействия между ассоциаций развития в полпредствах и  РСС.

В.Дедюхин сообщил, что руководством РСС  подготовлен проект Соглашения с Минпромторгом России о взаимодействии РСС и министерства с целью проведения конкурса  среди предприятий строительной индустрии.

Как он сообщил, в ближайшее время на базе МГСУ-МИСИ планируется провести выставку-презентацию компаний-членов РСС, где они смогут представить выпускаемую продукцию для строительного комплекса, все свои инновационные материалы.

Одна из важных задач, отметил Владимир Анатольевич, — создание нового сайта, где будет размещена оперативная информация компаний-членов РСС, представлена их продукция.

В планах РСС также создание системы видеоконференций, что позволит более оперативно решать вопросы, возникающие у компаний-членов РСС, проводить совещания по запросу того или иного руководителя регионального союза, обмениваться мнениями и опытом.

В. Дедюхин рассказал о работе Союза в регионах, привел положительные примеры, однако отметил, что очень беспокоит работа  региональных союзов в Уральском, Северо-Кавказском, Дальневосточном, Сибирском округах.

С докладом «Новое в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве РФ» выступила  председатель Комитета РСС по ценообразованию и сметному нормированию в строительной отрасли И.Н.Триполец.

Как сообщила И. Триполец, Положение о создании Комитета по  ценообразованию и сметному нормированию было утверждено 27 июля, в этом документе были определены и основные его задачи.

С момента создания Комитета прошло всего лишь три месяца, но и за столь короткий срок сделано немало. Так, по инициативе Комитета президент РСС В.А.Яковлев подписал обращение в адрес главы Минстроя России М.А.Меня, в котором был изложен ряд проблем, возникших в ходе реформы ценообразования. Но, к сожалению, ответа на это обращение не последовало. Поэтому  было инициировано включение в протокол очередного  заседания  Правления РСС такого пункта:  подготовить повторное обращение в адрес  министра строительства и ЖКХ.  В нем предлагается провести в Минстрое России  рабочую встречу с представителями Комитета РСС по ценообразованию, а также крупных подрядных организаций, поскольку именно Минстрой России является регулятором в сфере ценообразования. Такая встреча необходима для того, чтобы донести предложения профессионального сообщества для решения возникших проблем.

И. Триполец поблагодарила коллег из РСС за серьезную поддержку и содействие, в частности, заместителя исполнительного директора РСС К.Ф. Кижеля, который организовал встречу с администрацией Президента РФ, со специалистами в вопросах ценообразования.

 

О реформе ценообразования.

История реформы ценообразования началась 25 ноября 2015 года, когда  протоколом Общественного Совета Минстроя России была утверждена Концепция 400 дней. В этом документе была определена цель реформы — создание современной нормативно-правовой и методической базы в области ценообразования и сметного нормирования.

20 февраля 2016 года  заместитель председателя Правительства РФ Д.Н.Козак утвердил план мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В соответствии с этим планом 3 июля были внесены изменения в 369-ФЗ, которые касались вопросов ценообразования и сметного нормирования.

Кроме того, 23  сентября и 23 декабря прошлого года вышли два  постановления  Правительства РФ: №959  «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» и №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Эти документы регулируют правила игры в сфере ценообразования.

До внесения изменений в 369-ФЗ  в системе ценообразования  существовал федеральный реестр сметных нормативов, который включал в себя, государственные нормы — территориальные, отраслевые, индивидуальные нормы и расценки.

В соответствии с изменениями, которые были внесены в 369-ФЗ, создается федеральная государственная  информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС). Эта система будет включать сметные нормы, методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, методики по разработке и применению сметных норм, а также сметные цены по итогам мониторинга. Таким образом, из системы ценообразования уходят отраслевые, индивидуальные, федеральные расценки, остаются только государственные сметные нормы.

Кроме того, 369-ФЗ установил, что при определении сметной стоимости строительства и реконструкции, капитального ремонта эти нормы должны будут применяться  участниками строительного комплекса, которые будут использовать бюджетные средства, средства юридических лиц, созданных Российской Федерацией и т.д. Эти положения закона будут касаться и капитального ремонта многоквартирных домов, финансирование которых будет осуществляться  за счет любых источников.

Данная система должна помочь повысить достоверность  стоимости строительства, улучшить конкурентоспособность, стимулировать импортозамещение и обеспечить применение современных информационных технологий при определении стоимости строительства.

На сегодняшний день к сметным нормативам отнесены материалы, изделия, конструкции, затраты труда рабочих в строительстве и время эксплуатации машин. К сметным нормативам также отнесли методики, необходимые  для определения стоимости строительства и методики по разработке и применению. Все это и представляет федеральный реестр сметных нормативов.

А сметные цены строительных ресурсов, к которым отнесены материалы, затраты труда рабочих в строительстве и сметные цены на эксплуатацию  машин и механизмов будут расположены в отдельном подразделе государственной информационной системы. И это та часть ФГИСа, которая будет подлежать мониторингу. Таким образом, реформа ценообразования предполагает переход строительной отрасли  от базисно-индексного метода расчета стоимости строительства к ресурсному. Стоимость ресурсов, — а это заработная плата рабочих, стоимость материалов и стоимость машин и механизмов, — будет осуществляться по результатам мониторинга.

Что вызывает обеспокоенность?

Наполнение классификатора строительных ресурсов Минстроем России осуществлено с использованием сметно-нормативной базы, которая не включает в себя современные технологии и материалы, используемых при реализации инвестиционных проектов.

Тем самым, номенклатура очень скудная, она составлена из исторически сложившейся сметной базы. Она не актуализирована с учетом современных требований и технологий. Кроме того, установленный порядок не позволяет участникам строительного комплекса своевременно наполнять эту информационную систему. Информацию могут размещать во ФГИС только ограниченный круг юридических лиц: Росстат, Росморречфлот, Росавиация. Другие же юридические лица, которые пытаются зарегистрироваться для наполнения ФГИСа номенклатурой ресурсов и сведениями о стоимости ресурсов, очень часто получают отказ в регистрации. Да и сама процедура регистрации очень длительная и, как следствие, классификатор строительных ресурсов, необходимых для определения стоимости строительства, к сожалению, так и остается усеченным.

Минстроем России, Главгосэкспертизой России проведена работа по  актуализации сметно-нормативной базы, однако, по мнению Комитета РСС по ценообразованию, она выполнена не совсем корректно. В соответствии с Постановлением  №1452 ФГИС должна быть введена в  эксплуатацию 30 сентября.

— Минстрой России сообщил, что эта система запущена, но использовать ее на сегодняшний день не представляется возможным по той причине, что она не наполнена стоимостью ресурсов, материалов, машин и механизмов, стоимостью затрат на оплату труда рабочих строительных и монтажных  специальностей. При этом в ходе реформы Минстроем России проведена актуализация сметно-нормативной базы. Выпущена редакция 2017 года с новыми подходами Минстроя, т.е нормы усечены, из строительных норм, которые  существовали до реформы, исключены затраты на использование средств малой механизации. На основании этих усеченных  норм разработаны федеральные  единичные расценки редакции 2017 года. При этом Минстрой России не позаботился  о том, что должны быть одновременно откорректированы нормы и накладные расходы, которые бы учитывали затраты подрядных организаций  в связи с корректировкой самих норм и расценок, — заявила И.Триполец.

К сожалению, нет методики, которая бы описывала новый  порядок определения стоимости строительства  с учетом всех нововведений в области ценообразования. А пока не ясна методология, о самой реформе говорить преждевременно, считает глава Комитета РСС по ценообразованию.

Как считает президент Союза  инженеров-сметчиков П.В. Горячкин, российские сметные нормативы — это нормативы, которые идут с 50-х годов прошлого века, когда  впервые в системе ценообразования появились методы индустриального домостроения. С тех пор каждый переход (1967, 1969,1984, 1991 годов)  практически ничего не вносил  в сметные нормативы, и они уже устарели. По мнению П.Горячкина, Минстрой выпустил уже пятую редакцию База 2000 года устаревших сметных нормативов.

— Мы пришли к такому выводу, что дальнейшее паразитирование на базе советского периода уже невозможно, потому что  состав, материалы, машины, организация строительного производства уже изменились. Если мы сейчас дополняем  в Сборнике какие-то нормы на новые технологии, то получается, что Сборники замусориваются, они набиты  штукатурной дранью. Например, основные материалы для оконных работ – оконная замазка. И таких примеров – огромное количество, — заявил президент Союза  инженеров-сметчиков.

По мнению П.Горячкина, сборники нужно построить на новом  методическом принципе. Необходимо изменение и самих подходов  к представлению материалов.

— В классификаторе сегодня  около 100 тысяч материалов, среди них и гвозди, и пакля, и чего только нет. Необходимо на уровне сметных нормативов   ввести сортировку материалов на основные и вспомогательные, и применять к ним, соответственно, различные подходы к ценообразованию в строительстве. Во всем мире это используется. Но за рубежом не государство вводит сметные нормативы, а  их вводят ассоциации строителей, архитекторов, проектировщиков, — заявил П.Горячкин.

Сметно-нормативную  базу нужно начинать с чистого листа, уверен докладчик.

Коснулся П.Горячкин и актуальной темы капитального  ремонта.

— Существуют справочники на капитальный ремонт, там есть все, что угодно: ремонт форточек с постановкой металлических угольников, перегруппировка  чугунных радиаторов, ремонт русской печи. Вдумайтесь: XXI век, что мы будем ремонтировать в русской печи! Нам сегодня не столько нужны  нормы на ремонт, нужны нормативы на смену-замену физически изношенных конструктивных элементов, частей зданий, инженерного оборудования на современные. Сегодня смету на капитальный ремонт на 80% приходится брать нормы и расценки из сборников на новое строительство. Нужно начитать эту работу на новых принципах, — считает П. Горячкин.

В строительстве, в отличие от других отраслей, огромная номенклатура ресурсов, на большом промышленном объекте номенклатура может доходить до 30-40 тыс., в атомной отрасли- около 80 тыс.  Вывод: этот вопрос не праздный. Нужно принимать меры, считает Президент Союза инженеров-сметчиков.

Строительное сообщество надеется, что Минстрой прислушается к мнению профессионалов. Реформа должна заключаться  в разработке новых норм на новые технологии, должна быть разработана концепция этой реформы.

Павла Горячкина горячо поддержал и председатель Комитета РСС по энергосбережению Ю.И.Солуянов. По его мнению, строительное сообщество должно  активно участвовать в решении вопросов ценообразования.

На заседании Правления было решено подготовить  специальное обращение в Минстрой  по обсуждаемому вопросу реформы  системы ценообразования. Высказывались мнения о том, чтобы установить  переходный период, реализовать пилотные проекты.

Членам Комитета РСС по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве поручено подготовить в адрес заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака обращение с предложением по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые и методические документы по ценообразованию в строительстве, введенные Минстроем России в период с 2016 года и по настоящее время.

Научный руководитель Федерального бюджетного учреждения «ЦНИиПИ» Минстроя России А.С. Кривов выступил с сообщением «Об основных направлениях градостроительной деятельности».

Он отметил, что сегодня население страны в основном собрано в 20 агломераций, где сконцентрировано основные капитальные вложения. А основной тип строительства: многоэтажные дома на основе железобетона, с уменьшением этажности.

Как заявил А.Кривов, сегодня набирает силу и другое утверждение о том, что делать этого нельзя. По той простой причине, что территория России — 1709 млн га, из них населенные пункты и застройка занимает 3,6 млн га, т.е. всего 0,4%. А территория населенных пунктов — меньше 1%!

Концепция пространственного развития РФ, которая выполняется в рамках ФЗ «О государственном стратегическом планировании», не дает точного ответа на вопрос: как должна развиваться страна.

«ЦНИ и ПИ» Минстроя России на этот счет занимает четкую позицию. Безудержное развитие высотного строительства приводит к тому, что города и промышленные центры в высшей степени уязвимы, они полностью зависят от централизованных систем, инженерного обеспечения, дорожных структур.

«ЦНИ и ПИ» Минстроя России занимается разработкой и подготовкой градостроительной политики, которая выражает определенные подходы.

Один из таких подходов заключается в осуждении практики высотного жилищного строительства, потому что уже сегодня вводится более 50% однокомнатных квартир.

— Это демографический капкан, — уверен А.Кривов.

По его мнению, необходимо максимальное развитие индивидуального жилищного строительства. Практика дальневосточного гектара должна иметь продолжение и распространение в регионах. Современно строительство требует перехода на новые строительные материалы, и необходимость учитывать полную систему жизни зданий.

— Нужна единая схема, некий единый концептуальный материал, который можно было бы утвердить на уровне Минстроя России или, по крайней мере, общественных организаций, — считает А.Кривов. — Эта общая системная матрица должна быть утверждена на общественных слушаниях в  НОПРИЗе, НОСТРОе, в Минстрое.

Докладчик предложил создать рабочую группу по разработке проекта системы ценообразования, которую необходимо согласовать со всеми заинтересованными структурами и представить на рассмотрение  в Минстрой России.

В разделе «Разное» была заслушана информация председателя Евразийского  совета любительского спорта, которая выступила  с предложением по проведению всероссийского  первенства по мини-футболу среди организаций Российского союза строителей. Всю организацию проведения турнира  организаторы берут на себя: и региональные, и финальные турниры. Что касается финансирования, то в ассоциации любительского спорта  разработано несколько методик платного участия команд, среди которых  целевой,  организационный взносы за матч, спонсорская помощь. «Строительные команды уже  участвуют,- заявила докладчик,- они эти цены приемлют».

Корпоративный вид спорта члены Правления РСС активно поддерживают, многие руководители сами занимаются  спортом. Но предложение игр на платной основе не всеми было поддержано. РСС — общественная организация, работающая на взносы своих членов, и считает неэтичным предлагать  и  лоббировать предложение игр на платной основе  среди членов РСС. В любом случае каждая  строительная компания   может сделать выбор  участвовать или нет в  подобных  платных мероприятиях.

В заключение заседания Правления В.А.Дедюхин подвел итоги обсуждениям, сказал о перспективах работы и пожелал всем активной деятельности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

© 2017 Российский Союз строителей

Наверх