В условиях санкционного давления в РФ чаще говорят о необходимости новой индустриализации. Способы проведения станут одним из ключевых вопросов на Московском экономическом форуме, который пройдет 2-3 апреля на площадке Цифрового делового пространства Москвы.
Достижение технологического суверенитета — архиважная задача для России, требующая мобилизации и государства, и бизнеса. Промышленность испытывает трудности на этом пути из-за недостатков тех институтов, которые складывались в стране в последние 30 лет. И их ждет масштабная перестройка.
О том, что препятствует достижению техсуверенитета, и о необходимых мерах нам рассказал Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, председатель Комитета РСС по промышленному строительству, реновации производственных предприятий и обращению с отходами строительства.
— Что такое технологический суверенитет вообще? Какие отрасли входят в эту концепцию?
— Совершенно очевидно, что президент и правительство взяли курс на переход от сырьевой модели развития на промышленно-технологическую, индустриальную модель. По большому счету, это курс на Индустриализацию 2.0. Начиная с указа президента 2020 года о национальных целях развития России, уже тогда определили тренд на переход к промышленно-технологическому развитию. С этим санкционным давлением у нас просто другого выхода нет, кроме как перейти к этой новой модели развития.
Именно поэтому правительство в прошлом году активно взялось за формирование необходимой нормативно-правовой базы такого перехода.
Началось все с подготовки концепции технологического развития страны.
Параллельно шла работа над таксономией технологического суверенитета и адаптации экономики к новым условиям. А после все эти документы были приняты: таксономия — это постановление № 603 от 15 апреля прошлого года, концепция была в мае, потом в августе был принят закон о малых технологических компаниях — это один из важнейших шагов. К концу прошлого года практически полностью был подготовлен, а сейчас уже внесен в Госдуму закон о технологической политике.
В наше время это уникальный закон, закон прямого действия для регулирования определенной отрасли реальной экономики. Очень серьезный закон, в котором прописаны все возможные варианты действий правительства, бизнеса, региональных властей по реализации политики технологического развития. Там довольно детально описаны ситуации, как это будет реализовываться, каковы будут организационно-правовые решения. Уникальный и крайне необходимый закон, который четко определяет права и обязанности всех тех, кто участвует в реализации проектов технологического развития. Я надеюсь, что в эту весеннюю сессию этот закон будет принят.
А еще недавно президент утвердил стратегию научно-технологического развития страны. Она учитывает все документы, которые я назвал, и обеспечивает подход именно с точки зрения науки и образования ко всем этим вопросам. Здесь наука, образование, общетехнологическая культура, развитие общей грамотности, поддержка деятельности широких масс в научно-технологической сфере, в том числе вопросы изобретательства, рационализаторства и так далее. Это стратегия формирования массового участия всех граждан в научно-технологическом развитии.
В завершающей стадии сейчас находятся изменения в закон о государственно-частном партнерстве. Там будет отдельный раздел, посвященный реконструкции предприятий, построенных в советское время. У нас на самом деле около 18 тысяч крупных промышленных предприятий сохранилось, которые были построены в советское время. И еще более 20 тысяч средних таких предприятий. В этом законе о ГЧП будет прописан порядок участия государства в организации и финансировании реконструкции этих предприятий.
Предварительно сейчас рассматривается, я надеюсь, что в окончательной редакции будет такой же вариант, что государство будет финансировать до 50% общего объема финансирования, реконструкции таких предприятий. Совершенно очевидно, при участии государства в доле на 50% предприятие всегда найдет возможность получить кредитование или иное финансирование.
— Считается, что технологический суверенитет — это, в первую очередь, протекционизм в экономике. А какие еще экономические меры помогут России достичь технологического суверенитета?
— С точки зрения финансов, скажу пару слов о таксономии инвестиционных проектов. На сегодняшний день прописаны инвестиционные проекты в 13 производственных отраслях. Там практически все производственные отрасли, которые обеспечивают технологическое развитие.
Укрупненно, но там прописаны те инвестиционные проекты, которые будут поддержаны государством и профинансированы с поддержкой государства. Там 464 таких укрупненных позиций инвестиционных проектов, есть проекты инфраструктурные адаптации экономики, связанные с изменением наших внешнеэкономических рынков, а также проекты развития услуг, связанные с обеспечением функционирование тех инженерных инфраструктурных проектов, которые будут реализованы. Уже отработаны организация и порядок, как будет это все функционировать.
Нивелировать эффект санкций России помогут цифровые финансовые инструменты. Это то, что касается финансирования. А если говорить о другой части, о нефинансовых вопросах, то, прежде всего, это, конечно, синхронизация развития всей цепочки, которая может обеспечить реальную Индустриализацию 2.0 и реальный технологический суверенитет.
Эта цепочка всем известна: образование, наука, НИОКР, станкоинструментальная отрасль, материаловедение, микроэлектроника и программное обеспечение, машиностроение. Вот если эта вся цепочка будет синхронизировано развиваться и обеспечивать участие в достижении конечной цели, то тогда мы достигнем техсуверенитета. Если мы будем, как и раньше, лишь латать дыры, штопать то, что рвется, ситуационно реагировать на различные проблемы, то мы ничего не достигнем.
Главная проблема в этой цепочке на сегодняшний день — это станкоинструментальная отрасль. Ее у нас практически нет.
Да и с материаловедением и композитными материалами у нас тоже достаточно большие проблемы. Серьезного развития требуют микроэлектроника и программное обеспечение.
Источник публикации: ОСН