07 февраля 2019 года в стенах ОМОР «Российский Союз строителей» состоялось заседание Комитета по развитию конкуренции в строительной отрасли.
Участники утвердили План работы Комитета на 2019 год, а также рассмотрели 4 значимых вопроса, стоящих перед строительным сообществом.
Первым вопросом участники мероприятия обсудили возможность возврата авансирования в контракты по строительству.
Председатель Комитета Екатерина Лезина обозначила, что законодатель в целях санкционирования расходов бюджетных средств вынужден был разработать механизм, позволяющий контролировать расходование средств, перечисляемых исполнителям по контрактам, заменив авансовые платежи на «безболезненную» альтернативу казначейское обеспечение (аккредитив). При этом отсутствие выплат авансовых платежей негативным образом отражается на строительной отрасли.
Как было озвучено участвующими, размещенный на сайте Минстроя России реестр решений на ввод объектов в эксплуатацию, содержит не полный перечень информации, который не позволяет идентифицировать лицо, выполняющее работы на объекте в качестве генерального подрядчика. Ввиду чего на сегодняшний момент у заказчиков отсутствует возможность в режиме онлайн проверить информацию, предоставляемую участниками закупок во второй части заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ, относящегося к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
По итогам дискуссии было решено, что в целях повышения доверия государства к участникам строительных закупок, соблюдения добросовестной конкуренции на рынке строительных работ и недопущения фальсификации документов необходимо проработать:
- вопрос повышения ответственности СРО за убытки, причиненные ее членами в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
- необходимость создания публичных реестров КС-11 и решений на ввод объектов в эксплуатацию, подтверждающих квалификацию участников закупок и возврат предквалификации для участников закупок в части допуска к строительным закупкам организаций, имеющих опыт выполнения работ по строительству аналогичных объектов в качестве генподрядчиков.
По второму вопросу Председатель Комитета Екатерина Лезина предложила в целях повышения эффективности и прозрачности закупок по содержанию дорог, установить в действующим законодательстве обязанность заказчиков проводить закупки за единицу работы или услуги, исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги.
Участники мероприятия поддержали инициативу.
Повышение качества закупки проектных работ и услуг строительного контроля, участники мероприятия обсудили в качестве третьего вопроса.
В целях повышения качества проектных работ, участниками заседания Комитета было решено выступить с законодательной инициативой в части установления в нормативных актах индивидуальной ответственности главного архитектора проекта и главного инженера проекта, а также увеличения ответственности экспертов и экспертных организаций за принятие необоснованных решений в отношении проектной документации.
По итогу обсуждения проблематики закупок услуг строительного контроля, участники единогласно поддержали инициативу предложить законодателю:
- установить запрет на участие в закупках на услуги строительного контроля генеральных подрядчиков объекта, для которого проводится закупка на услуги строительного контроля;
- разработать систему сертификации инженеров на оказание услуг по строительному контролю (наличие квалификационного аттестата) и обязательного членства в СРО для лиц, оказывающих услуги строительного контроля (применить систему, аналогичную отбору аудиторов);
- при проведении конкурса на услуги строительного контроля установить в Приложении к Правилам оценки заявок (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085) предельную величину значимости нестоимостного критерия оценки 70 %.
Как доложила Екатерина Лезина, одной из актуальных проблем в строительной отрасли является установление государственными/муниципальными заказчиками в закупочной документации требований к товарам/материалам, используемым подрядными организациями в ходе выполнения работ на объектах строительства, которые активно обжалуются в антимонопольном органе, что приводит к затягиванию закупочных процедур и, как следствие, последующему сокращению сроков исполнения государственных/муниципальных контрактов.
Это стало четвертым вопросом дискуссии.
Участники заседания Комитета поддержали законодательную инициативу о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и утверждение им Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, дополнив его состав разделом «материалы/товары и оборудование».
По итогам мероприятия, участники сформировали задачи Комитета на 2019 год, работа по реализации которых будет осуществляться совместно с НОСТРОЙ.