Проанализировав сложившееся положение дел, стороны пришли к единодушному мнению: выход из ситуации – участие в федеральной программе «Профессионалитет». Работодатели продемонстрировали готовность к софинансированию проекта, регион выделил свою часть денег и получил право на привлечение средств из федерального бюджета. В итоге Минпросвещения РФ выбрало нас в качестве участников всероссийского проекта, поскольку все необходимые условия Воронежской областью были соблюдены. На сегодня деньги выделены и в Калачеевском аграрном техникуме, ставшем базовым для создания образовательно-производственного кластера, уже идет ремонт и закупается новая техника. Средства должны быть освоены в четко обозначенные сроки.
Чтобы увидеть положение дел на месте и узнать, как строить взаимодействие дальше, накануне в Калач отправились работодатели, выделившие серьезные средства для поддержки образовательного процесса.
«Это наша первая поездка в рамках начатой серьезной работы, – рассказал председатель Союза строителей Воронежской области В.И. Астанин. – Настало время поближе познакомиться с базовым учебным заведением кластера – Калачеевским аграрным техникумом. Работодатели уже перечисляют средства – процесс начался, и важно не снижать набранные темпы. На эту встречу прибыли руководители и представители АО «СЗ «ДСК», ООО «Воронежстройреконструкция», ООО «Спецстрой», ООО ИП предприятие «К.И.Т.» и ООО «Отделочно-строительная компания». Представлена возможность провести диалог с руководством не только аграрного техникума, но и целого ряда других учебных заведений, вошедших в кластер. Принимают участие во встрече также руководители министерства образования Воронежской области и Калачеевского муниципального района».
…Прибыв в учебное заведение, гости сразу обратили внимание на свежий асфальт на площади перед зданием и новую технику, выстроившуюся на специальной стоянке. Чувствовалось начало перемен. Но самые активные действия развернулись на корпусе практических занятий (до этого – учебных мастерских), здесь уже полным ходом идет ремонт.
Корпус будет состоять из семи зон:
• технологии строительного производства (изучение проектирования),
• общестроительные работы,
• электромонтаж (инновационная площадка под реализацию программы «Умный дом»),
• строительная и дорожная техника (подготовка слесарей, токарей, столяров, ремонтников),
• полигон строительной и дорожной техники,
• зона ландшафтного строительства,
• участок химического и физико-химического анализа.
Для реализации реконструкции здания выделено 36 млн рублей, используя которые, необходимо отремонтировать 2300 кв. м площадей с укреплением кирпичной кладки, выполнением мягкой кровли, отделки и т. д.
По словам директора техникума М.Л. Бондаревой, уже совсем скоро в ходе торгов будет определен подрядчик на прокладку инженерии (внешние и внутренние коммуникации), работы необходимо завершить до декабря 2024 года. На внутреннюю отделку, которая намечена уже на следующий год, ожидается выделение дополнительных 50 млн рублей.
Впрочем, и само здание техникума требует ремонта – в 2025 году учебному заведению исполнится 95 лет.
«Пройдет год-два, и это будет хорошая площадка, привлекательная как для ребят, так и для их родителей, – заявил некогда выпускник этого техникума, а сегодня – глава администрации Калачеевского района Н.Т. Котолевский. – Здесь всегда шла популяризация рабочих профессий и профориентационная работа, остается только создать достойные условия для получения рабочей специальности согласно требованиям времени. Спасибо региональному министерству образования и всем, кто нам помогает. Инициатива Владимира Ивановича Астанина по участию в программе «Профессио налитет» руководителей строительных компаний была очень своевременной, и, учитывая большие потребности в кадрах, мы должны встречаться и обсуждать эти вопросы как можно чаще».
В свою очередь председатель Союза строителей поблагодарил министерство образования и район за то, что доброжелательно откликнулись на предложение о встрече.
«Наша команда, прибывшая на сегодняшнюю встречу, это лидеры строительного производства, успешно работающие на возведении жилья и социальных объектов. В прошедший недавно День строителя практически все они были награждены за ввод в эксплуатацию объектов, по своим масштабам и сложности соответствующих не только общероссийскому, но и международному уровню, – отметил В.И. Астанин. – И именно потому, что строительный комплекс активно работает и развивается, нехватка кадров в последнее время ощущается все сильнее. Когда в начале года прозвучало предложение войти в программу «Профессионалитет», эти компании откликнулись первыми. А после встречи с зампредом областного правительства О.Н. Мосоловым мы поняли, что у этой программы действительно есть перспектива.
Государство повернулось лицом к среднему профессиональному образованию, и руководители откликнулись – подписали соглашение о софинансировании, в результате чего был получен грант и наступила относительная определенность. Сейчас мы находимся на этапе непосредственных финансовых взносов для реализации программ: материально-техническую базу надо восстанавливать, закупать оборудование, делать достойные условия для обучения – это реалии нынешнего времени. Осталось понять, как практически будет развиваться взаимодействие работодателей и педагогов, как заключать соглашения о привлечении на практику определенных студентов, как их отбирать, какие условия для этого нужно создавать. Мы хотели воочию увидеть ситуацию на месте, и мы ее увидели. Судя по всему – есть необходимость в привлечении на помощь строительных компаний (к примеру – на отделку). Если это действительно так, соответствующие решения, уверен, будут приняты. Кадры нужны всем, и строители готовы помогать в этом и деньгами, и собственным участием».
Как видится ситуация на месте? С ее анализом выступила директор колледжа М.Л. Бондарева.
По ее словам, проведенные исследования кадровой потребности предприятий отрасли в рабочих показали – образовательно-производственный кластер на базе Калачеевского аграрного техникума способен их закрыть. Кроме того, важно, что есть возможность корректировать учебный план согласно запросу работодателя. Можно регулировать продолжительность учебной и производственной практики – на усмотрение принимающей стороны. Но главная задача сторон – сделать все, чтобы выпускники пошли работать по той специальности, которую они получили.
В учебном заведении активно осваивается этот проект, но есть и моменты, над которыми еще следует поработать. К основным относятся:
• разрыв технологий учебного и производственного оборудования;
• прозрачное карьерное доступное проектирование;
• доработка бизнес-модели.
Была представлена собравшимся и дорожная карта создаваемого кластера. Она разработана по шести направлениям:
• В работе с кадрами – создание единого кадрового центра.
• В образовательных программах – создание сетевого методического центра.
• В управлении бизнес-моделью и продуктами – создание центра быстрого реагирования по восстановлению гражданской инфраструктуры.
• Управление репутацией – партнерство с предприятиями.
• Кадровое партнерство и деловые площадки с работодателем, деловые завтраки, клубы по интересам.
• Работа со студентами по трудоустройству в УПК.
В части того, какой продукт предлагает кластер, подготовка идет по трем направлениям: образовательный процесс, дополнительные услуги и, собственно, продукция.
Не менее трех раз в год в образовательном направлении должны проводиться научно-практические мероприятия. Ежемесячно – профориентационные мероприятия с обязательным приглашением опорных работодателей. Сотрудничество с работодателем должно охватывать не менее 200 выпускников в год.
Актуальны и три ключевых решения для развития кластера:
• конкурсы профмастерства для педагогических работников,
• профориентационный проект «Пробная учебная неделя»,
• образовательные мероприятия по социальному проектированию.
Особое место в выступлении директора техникума было отведено анализу проблем. Так, оказалось, что столь важная в этом процессе производственная практика на базе воронежских площадок весьма затруднительна.
«Хотели ребята поехать на практику в Домостроительный комбинат, но оказалось, что снимать жилье для детей из социально незащищенных семей (а их у нас – большинство) достаточно дорого, – отметила она. – Мы – участники еще двух кластеров: сельскохозяйственного и машиностроительного. Так вот, когда начинается практика у них, эти работодатели приезжают за нашими учениками, забирают их на предприятие и платят не просто хорошую, а очень хорошую зарплату. Это – к размышлению всем остальным».
Вторая проблема, которую затронула Марина Леонидовна, касается изменений в законодательстве, требующих, по сути, корректировки подхода к трудоустройству выпускников. 23 августа вступил в силу приказ Минпросвещения РФ о сокращении срока обучения по всем очным программам подготовки рабочих кадров. Теперь для выпускников девятых классов он составит год и 10 месяцев. В 2025 году по направлению «строительство» Калачеевский аграрный техникум выпустит две группы, одна из которых будет состоять практически из совершеннолетних, а вторая – нет. И это проблема, которая заявит о себе уже в будущем году. Как брать таких выпускников на работу? Исходя из законодательства – на сокращенный рабочий день. Пусть в качестве подмастерья, как говорили в старину, но если парень уйдет потом в армию, то уже не просто с дипломом, а с опытом работы на производстве. И здесь может пригодиться схема, которую используют наши соседи – белгородцы. Работодателями разработан социальный пакет, по условиям которого солдат-срочник получает во время службы на заблокированную банковскую карту среднемесячный оклад (либо другую сумму) от своего предприятия. Через год карта разблокируется только при условии, что парень, отслужив, вернется в ту же компанию, в которой трудился до ухода на службу.
Слушая директора техникума, гости имели возможность вникнуть в разного рода острые вопросы и ответить на них определенными идеями. Так, пункт об экскурсии на предприятия было предложено трансформировать, выйдя на «мини-программу одного дня», которая была бы не только знакомством со строительной площадкой или производством, но и погружением в корпоративную культуру компании, чтобы будущий работник познакомился с ее традициями, требованиями и подходами к работе.
Прозвучали и другие предложения.
«Мы готовы предоставить техникуму информацию о том, какие профессиональные навыки и умения нужны нашим рабочим, чтобы в зависимости от этого формировать однодневные занятия по существующим профнаправлениям, – отметил заместитель генерального директора ДСК С.А. Крючков. – При этом не обязательно брать 30-50 человек, можно и 10-15, чтобы учащиеся могли детально осмотреть стройку и вникнуть во все ее процессы. Это будет более продуктивно».
Касаемо проблемы с проживанием в Воронеже Сергей Александрович сообщил что она также обсуждается. На повестке дня ДСК стоит вопрос о строительстве общежития, которое должно быть востребовано под определенный образовательный процесс, совмещенный с работой на производстве».
Также С.А. Крючков добавил, что у предприятия уже сформированы и конкретные запросы к техникуму. «У вас есть хорошая специальность, которой мы пользуемся достаточно часто. Это дизайнеры, способные сделать, скажем, проект благоустройства территории. Два года назад мы проводили такой конкурс среди студентов с учреждением трех премий за лучшие работы. Все получилось: ряд проектов ДСК реализовал, при этом студенты вели и авторский надзор. Ребята остались очень довольны, и мы готовы повторить такую практику – застраиваемых территорий у ДСК, как известно, довольно много».
Заинтересованный диалог сторон показал, что обсуждаемых моментов достаточно много и одной встречи для этого недостаточно. Значит, будут новые – главное, что начало положено.
Зоя КОШИК