В заседании приняли участие министр строительства НСО Алексей Колмаков, его первый заместитель Дмитрий Тимонов, главный архитектор НСО Иван Фаткин, руководитель Совета АСОНО, вице-президент Российского Союза строителей по Сибири, координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко, ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) Наталья Багрова, председатель Совета ветеранов Союза строителей Новосибирской области Виктор Брацун.
В ходе заседания члены Общественного совета избрали председателя и заместителя председателя, утвердили «Кодекс этики членов Общественного совета при Министерстве строительства Новосибирской области», заслушали доклад об итогах деятельности Минстроя НСО в 2023 году и обсудили план работы на 2024 год.
После небольшого обсуждения кандидатур председателем Совета на очередной период прямым открытым голосованием был избран Максим Федорченко, заместителем председателя – исполнительный директор Союза «Гильдия проектировщиков Сибири» Александр Панов.
Итоги работы Минстроя Новосибирской области кратко изложил Дмитрий Тимонов. Важнейшей составляющей этой работы он назвал нарастающий объем строительства социальных объектов. Также много внимания региональное строительное министерство уделяло объектам инженерной инфраструктуры, особенно – комплексному инфраструктурному обеспечению крупных перспективных площадок КРТ (таких, как микрорайон Клюквенный и другие). Эта работа ведется под управлением регионального оператора КРТ – Агентства развития жилищного строительства Новосибирской области.
Максим Федорченко, среди прочего, заострил внимание на дефиците социальных объектов в Новосибирске, который в последнее время стал основанием для массовых отказов застройщикам в выдаче разрешений на строительство жилья (по разным оценкам, «в отказ» к настоящему времени ушли стройки общей площадью до 400 тыс. квадратных метров жилья).
Дмитрий Тимонов призвал правильно воспринимать упомянутые отказы, поскольку они являются объективным проявлением сбалансированности застройки (строим столько, сколько можем – при соблюдении нормативной обеспеченности жилья инфраструктурой).
Далее дискуссия о социальных объектах тематически расширилась и перекинулась на районы области. Здесь проблема предстает в ином ракурсе: как качественно и в то же время рационально, без перерасхода бюджетных средств обеспечить полным «инфраструктурным комплектом» (дороги, электросети, водоснабжение, водоотведение и «социалка») растущие в Новосибирском районе поселки ИЖС, а также отдаленные сельские районы?
Возможный подход к решению в части поселков ИЖС прокомментировала начальник управления архитектуры и градостроительства Минстроя НСО Екатерина Савонина. По ее словам, с растущими частными жилыми поселками злую шутку сыграл упрощенный порядок разрешения на строительство таких объектов – от них, по сути, не требуется никакого инфраструктурного обеспечения. Чтобы ввести районы ИЖС в нормативное «инфраструктурное русло», региональному Минстрою приходится инициировать перевод земли под ИЖС в другое назначение, привлекать комплексных застройщиков, чтобы при их содействии подготовить планировочные документы на поселок в целом, и т. д.
Большие надежды в этом плане региональный Минстрой возлагает на широкое внедрение механизма КРТ и на пересмотр устаревших региональных градостроительных регламентов, новые редакции которых Екатерина Савонина предложила детально обсудить на одном из следующих заседаний Общественного совета.
Виктор Брацун уточнил, что на государственном уровне развитие малоэтажной, индивидуальной жилищной застройки находится на контроле, в частности, у Совета Федерации. Установка четкая: в ИЖС должны прийти и «прижиться» основные стандарты и подходы, действующие для городского многоэтажного многоквартирного строительства, и этом касается всего, от обеспечения транспортом и «социалкой» до распространения на растущие районы ИЖС льготных программ ипотечного кредитования.
В ходе дальнейшего обсуждения собравшиеся подискутировали о сложностях согласования архитектурно-градостроительного облика объектов, о качестве выполнения строительных работ в отдаленных районах и т. д.
В план работы Совета на следующие заседания решено включить такие вопросы, как «Организация и проведение круглых столов с заинтересованными комитетами», «Обсуждение стратегии развития строительной отрасли», «Взаимодействие строительных саморегулируемых организаций с Минстроем НСО», и ряд других.
Алексей Колмаков отметил важность активно функционирующего Общественного совета при региональном Минстрое. «Новый состав, безусловно, продолжит эту традицию. Неравнодушная позиция нового председателя совета - Максима Владиславовича Федорченко — уверен, поможет нам продолжить конструктивный диалог с общественниками, результатом которого обязательно станут новые идеи и решения, направленные на развитие строительного комплекса региона», - резюмировал министр.