
В своем выступлении Максим Владиславович акцентировал внимание на необходимости переосмысления действующих механизмов обеспечения исполнения контрактов для малого и среднего бизнеса. Он отметил, что на сегодняшний день в рамках контрактной системы основным инструментом остаётся банковская гарантия, которая, по факту, становится всё менее доступной для строительных компаний, особенно в условиях повышенной ключевой ставки и жёсткой кредитной политики.
«Банковская гарантия сегодня — это, по сути, дорогой и часто недостижимый инструмент для значительной части подрядчиков. Компании сталкиваются с завышенными тарифами, требованием залогов, поручительств и другими дополнительными барьерами. Более того, даже при выполнении всех формальных требований банки могут отказать без объяснения причин. Всё это ставит малый и средний бизнес в заведомо уязвимое положение», — заявил Максим Владиславович Федорченко.
Он привёл конкретные цифры по Новосибирской области, где из 1104 строительных организаций около 800 работают в сегменте до 90 млн рублей. Именно такие компании и составляют основу регионального подрядного рынка. Однако объём выданных им банковских гарантий составляет лишь 870 млн рублей — цифра, сопоставимая с объёмом компенсационного фонда, аккумулированного СРО в регионе (520 млн рублей). При этом, как подчеркнул Федорченко, риски по этим контрактам вполне управляемы, а уровень нарушений чаще всего связан с несвоевременным исполнением, а не с полным неисполнением обязательств.
«Вопрос стоит не только в цене банковской гарантии, но и в доступности. Мы видим, что участники контрактной системы с договорами на 30–50 миллионов рублей просто не могут получить банковскую гарантию — не потому, что они ненадёжны, а потому что банки не хотят работать с малым бизнесом. И в этих условиях саморегулируемым организациям, как институту отраслевой ответственности, нужно дать больше инструментов, чтобы обеспечить добросовестным подрядчикам реальный доступ к закупкам», — отметил он.
В качестве альтернативы банковским гарантиям Российский Союз строителей предлагает закрепить на законодательном уровне возможность использовать комбинированную модель обеспечения: компенсационный фонд СРО + страхование. Такой подход, по мнению М.В. Федорченко, позволит ввести более гибкий, адаптированный к реальной практике механизм, который не будет избыточным по затратам и административной нагрузке.
Он сообщил, что совместно с Российским союзом страховщиков был разработан стандарт страхования рисков выплаты из компенсационного фонда. Этот инструмент уже применим на практике и предлагает понятную, прозрачную процедуру для подрядчиков. Средняя стоимость страхования — всего около 0,5% от суммы риска, что существенно ниже банковских тарифов. По словам Максима Федорченко, именно такая модель может стать рабочей альтернативой, способной кардинально изменить участие малого бизнеса в строительных закупках.
«Необходимо зафиксировать в нормативной базе возможность полного обеспечения обязательств через институт СРО и страхование. Это позволит освободить малые компании от давления со стороны финансовых институтов, снизить порог входа в контрактную систему и повысить конкуренцию в строительной отрасли. Мы уверены, что такой подход не снижает уровень ответственности перед государством и заказчиком, а напротив — делает его более управляемым и профессиональным», — подчеркнул Максим Федорченко.
Он также добавил, что предложения РСС получили поддержку профессионального сообщества, зафиксированы в протоколе совещания и будут направлены в Минстрой России и другие профильные ведомства для включения в план дальнейшей нормативной работы.
Совещание в Совете Федерации прошло под председательством заместителя председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Геннадьевича Высокинского. Участие в обсуждении приняли представители Минстроя России, в том числе директор Правового департамента Олег Вадимович Сперанский, а также руководители крупнейших отраслевых объединений, СРО и экспертных центров.
Презентация "Совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли"