МБФН-2024: «Строительная отрасль: текущее состояние в регионах России и перспективы КРТ»
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

27 сентября 2024

МБФН-2024: «Строительная отрасль: текущее состояние в регионах России и перспективы КРТ»



25 сентября в рамках VIII Международного бизнес-форума недвижимости (Санкт-Петербург) под председательством вице-президента Российского Союза строителей, руководителя Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, координатора НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе Максима Федорченко прошла сессия «Строительная отрасль: текущее состояние в регионах России и перспективы КРТ».

Как отметил Максим Федорченко, механизм КРТ становится доминирующим в жилищном строительстве. На фоне падения спроса в сочетании с волатильностью на финансовом рынке, удорожанием стройматериалов и земель, механизм КРТ позволяет застройщику войти в стройку на экономически приемлемых условиях. Если при покупке участков у частных собственников приходится платить в среднем 400 млн руб. за гектар, то оплата права на участие в КРТ позволяет обрести участок под строительство в среднем по 36 млн рублей за гектар. Финансовая нагрузка на застройщика в проектах КРТ не становится меньше, но в КРТ распределение этой нагрузки – плавноее, и, что важно, в КРТ застройщик не наполняет карманы частных землевладельцев, а оплачивает создание инфраструктуры, получая возможность комплексно развивать территории.

С обзором практик КРТ жилой застройки в регионах РФ в 2021-2023 годах выступила вице-президент Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. Она напомнила основные принципы разработанных Институтом методических рекомендаций по КРТ: минимизация рисков проектов КРТ, предотвращение конфликтов, повышение экономической эффективности и заинтересованности участников.

Пока порядок подготовки и реализации решений о КРТ жилой застройки регулируется субъектами РФ недостаточно. Им предлагается закрепить требование о разработке мастер-плана и финансово-экономического обоснования решения о КРТ, установить дополнительные жилищные гарантии переселяемым, уточнить методику определения начальной цены торгов, установить перечень объектов, не подлежащих изъятию, расширить перечень предельных параметров в решении о КРТ, исключить возможность отнесения к ветхим МКД только по критерию отсутствия коммуникаций, предусмотреть обязательность внесения изменений в генплан и ПЗЗ, когда планируемые параметры застройки им не соответствуют, предусмотреть обязательность публичных слушаний по архитектурно-градостроительной концепции до принятия решения о КРТ.

По мнению Татьяны Полиди, использование КРТ небольших участков допустимо, но нужно избежать точечной застройки под маской КРТ, когда один новый дом внедряется в старую застройку, лишая ее перспектив комплексного развития.

Строительство социальной инфраструктуры с применением ГЧП описал управляющий директор АО УК «Инфратех Концессии» Андрей Шишкин. Спикер рассказал, что благодаря механизмам, предусмотренным Федеральным законом № 224 «О государственно-частном партнерстве» и Федеральным законом № 115 «О концессионных соглашениях» концедент, а это, как правило, органы власти субъектов РФ, имеет возможность с опережением создавать необходимую для социально-экономического развития регионов инфраструктуру. Концессионер обеспечивает проект банковским финансированием и собственными средствами, а концедент постепенно возвращает вложенные средства в виде «платы концедента», получается такая своего рода «региональная ипотека». Механизм ГЧП позволяет руководителям субъектов решать с опережением задачи по строительству масштабных социальных объектов на комфортных условиях в долгосрочной перспективе. Особенно актуально это для сферы образования, культуры, спорта, здравоохранения, в развитии транспортной инфраструктуры и ЖКХ.

Председатель Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Бандорин остановился на изъятии земельных участков при КРТ. Главный вопрос: где грань, за которой публичная власть получает полномочия изымать недвижимость? Понимание «публичной нужды» при реализации проектов КРТ отсутствует. 494–ФЗ точной трактовки не дает. Суды в последнее время стали считать достаточным основанием для изъятия наличие легитимного решения о КРТ определенной площадки.

К настоящему времени региональные критерии объектов ИЖС, садовых домов и таун-хаусов, при наличии которых допускается их изъятие публичной стороной, установлены в 17 субъектах РФ. 10 регионов установили объекты, не подлежащие изъятию при КРТ жилой застройки. Регионы не учитывают техническое состояние объектов; критерии его оценки регионам рекомендуется установить. Для решения вопросов КРТ нежилой застройки предлагаются альтернативные возможности изъятия - на основании несоответствия использования земель и объектов ПЗЗ.


Председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма осветила аспекты цифровизации КРТ.

Цели КРТ – обеспечение сбалансированного и устойчивого развития муниципальных образований путем повышения качества среды и улучшения архитектурного облика ОКС, создание условий для развития инфраструктуры, привлечения инвестиций – созвучны целям цифровой вертикали строительной отрасли. Механизм КРТ должен быть интегрирован в цифровую вертикаль. Сведения о проектах КРТ, их пространственные и финансово-экономические модели, цифровые двойники должны войти в действующие информационные системы. Нуждается в «оцифровке» мониторинг реализации проектов КРТ. Ирина Кузьма рассказала о возможностях, которые открывает для цифровизации КРТ обучающая платформа rTIM* на базе ИИ, а также напомнила о том, что с 1 января 2025 г. формирование и ведение информационных моделей ОКС становится обязательным для частных застройщиков МКД. Это также связано с цифровизацией КРТ, поскольку именно КРТ становится доминирующим инструментом городской застройки.  

Заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов показал позитивный опыт создания регионального оператора КРТ. В распоряжении новосибирского оператора – самый большой в регионе земельный банк, оператор готовит площадки под КРТ, обеспечивая подключение к сетям, отслеживая обеспеченность всеми видами инфраструктуры, мониторит и использует возможности участия в госпрограммах. По мнению Романа Теленчинова, трудно обойтись при обеспечении жилья социальной инфраструктурой без застройщиков, и их участие должно быть отрегулировано. Проблема - дефицит подрядчиков для соцобъектов; одна из его причин - несовершенство ценообразования. По оценке Романа Теленчинова, для КРТ не должно быть ограничений по минимальной площади – главное, чтобы было достигнуто развитие территории, чтобы она создавала в своих границах и вокруг лучшую среду обитания, гарантировала обеспеченность инфраструктурой и не генерировала конфликтов. Нет смысла требовать от застройщиков сдачи крупных соцобъектов до ввода первого МКД – иначе те же школы будут долго стоять пустыми. Компромисс – ввод соцобъекта при достижении объемов введенного жилья, обеспечивающего 60-процентную его наполняемость. В рамках КРТ Новосибирская область готова софинансировать социальное строительство, но только через регионального оператора, созданного Правительством Новосибирской области.

Стоит смягчить схему оплаты техусловий и присоединения к сетям: сейчас застройщику нужно сразу оплачивать присоединение по всему жилому комплексу, хотя по факту он будет вводиться в эксплуатацию этапами. Проекты КРТ – долгие, с учетом этого нужно уменьшить ставки проектного финансирования.

Практикой взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности при КРТ поделилась вице-президент Союза строителей Республики Татарстан Эльвира Галяутдинова, на примере нескольких кейсов показав, как может преображаться проект КРТ при правильном, с маркетинговой точки зрения, формировании конечного продукта. Важно не бояться нестандартных ходов. Иногда радикально улучшить рыночный спрос, повысить капитализацию объекта способны 1-2 выверенных решения (например, в сотрудничестве с РЖД – создание остановки электропоездов с оборудованной платформой).


Участник сессии Дмитрий Бажин из Ярославля выразил озабоченность тем, что банки сегодня не готовы финансировать проекты КРТ. Ему ответила Татьяна Полиди: в КРТ другие риски, другие подходы к андеррайтингу, тут необходим отдельный кредитный продукт. Но и решения о КРТ должны быть «упакованы» с юридической точки зрения – тогда и банки будут относиться к ним серьезнее.

Подводя итог сессии, Максим Федорченко отметил важность прошедшего обсуждения для формирования эффективных региональных практик взаимодействия инвесторов и публичной власти в рамках проектов КРТ. Учитывая, что РСС, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Институт экономики города постоянно работают над анализом законодательства, обсужденные на сессии предложения станут базой для совершенствования правовой базы КРТ.

 



Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~jxLBE