ДОКЛАД СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООО "НИИПРИИ "СЕВЗАПИНЖТЕХНОЛОГИЯ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ
О новом министре замолвили слово
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил Президенту РФ Владимиру Путину назначить губернатора Тюменской области Владимира Якушева министром строительства и ЖКХ РФ. Президент предложенную кандидатуру одобрил.
Журналисты не упустили случая и перед началом заседания спросили президента РСС Владимира Яковлева, как он относится к назначению на пост министра В.Якушева.
- Это удачное назначение. Человек поработал много лет губернатором, очень контактный и знающий, – сказал глава РСС.
По словам В.Яковлева, который встречался с Якушевым и на посту министра регионального развития, и на посту президента РСС, бывший губернатор Тюменской области всегда внимательно следил за происходящим в строительной сфере своего региона.
- А проблемы, существующие в строительстве – они одинаковы для всех регионов, – подчеркнул В.Яковлев.
По его мнению, перед новым главой министерства стоят серьезные цели.
- Задачи будут стоять огромнейшие. Президент в послании сказал, что необходимо вводить 120 млн кв. м жилья в год, увеличить объемы строительства дорог в разы, при этом обновить технологии и оборудование на строительных производственных площадях, – заявил В.Яковлев.
При этом президент РСС отметил, что прежний глава Минстроя Михаил Мень хорошо наладил работу с профессиональным сообществом.
- С Менем у нас добрые отношения, он много лет проработал и неплохо управлял строительным комплексом. От нас, строительного сообщества, пожелания новому министру – защищать свою отрасль, выполнять получения президента и более четче обозначать конкретные задачи и вопросы, которые ставит перед нами государство, – сказал президент РСС.
Колоссальный прорыв
С приветственным словом к участникам заседания выступил Глава Республики Крым Сергей Валерьевич Аксёнов.
О современном состоянии строительного комплекса Республики Крым рассказал председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Андреевич Константинов.
- За четыре года нахождения Крыма в составе РФ создано 27 тыс. новых мест в детских садах, в этом году будет открыто еще 7 тыс. мест. Это колоссальный прорыв, без всякого преувеличения, - отметил В.Константинов.
Председатель Госсовета сообщил, что за время нахождения Крыма в составе Украины здесь создали всего 200 новых мест в детсадах.
Правительство Севастополя планирует субсидировать ипотечные выплаты на приобретение очередниками жилья из городского бюджета, чтобы ставка не превышала 6%. Об этом заявил и.о. заместителя губернатора Севастополя Михаил Демиденко.
- Мы будем субсидировать из бюджета города ставку на ипотеку так, чтобы она была не выше 6%. Это рассчитано на тех, кто находится на учете в качестве нуждающихся в жилье», – сказал М.Демиденко.
По его словам, субсидирование ипотеки должно помочь льготникам получить собственное жилье в обход списка очередности.
- Первый человек стоит в очереди на жилье в Севастополе уже 43 года, ожидая решения своего жилищного вопроса, – отметил он.
Руководитель Аппарата Национального объединения проектировщиков и изыскателей Сергей Александрович Кононыхин рассказал о необходимости организационно-правовой поддержки строительной отрасли Республики Крым и Севастополя.
По его словам, Республика Крым и город Севастополь допускают отставание по темпам строительства 169 объектов или 27,6% от общего числа в рамках Федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию (ФЦП).
Низкие темпы строительства объясняются сложной логистикой доставки строительных материалов. Новое строительство в Крыму, во многом, задерживается из-за сложностей с логистикой стройматериалов. Их привозят с материковой части России через Керченскую переправу. Из-за этого стоимость стройматериалов возрастает в разы. Стройка получается очень дорогая.
Местные строительные частично снижают издержки за счет использования преференций свободной экономической зоны, действующей в Крыму. Как резиденты СЭЗ, они могут покупать строительные материалы и оборудование без уплаты таможенных пошлин при условии, что эти импортные товары будут использованы на территории Крыма.
Остроту проблемы дороговизны стройматериалов в значительной степени удастся снизить с вводом Керченского (Крымского) моста. А, кроме того, и это очень важно, инвесторы выказывают желание уже в ближайшем будущем строить в регионе заводы по производству стройматериалов и налаживать разработку карьеров, - считает С.Кононыхин.
Масштабные проекты, реализуемые в Крыму и Севастополе, представили министр строительства и архитектуры Республики Крым Сергей Борисович Кононов, а также члены РСС: технический директор АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» Игорь Евгеньевич Колюшев и генеральный директор АО «Институт «Стройпроект» Алексей Александрович Журбин.
Местным компаниям – всемерную поддержку
С основным докладом «О формировании системы документов территориального планирования в Российской Федерации» на заседании выступила профессор международной Академии архитектуры Е.С. Чугуевская.
По ее словам, в течение 2017 года удалось ликвидировать существенное отставание по объемам строительства жилья и в итоге выйти на 78,6 млн кв. м, что составляет 97,9% от уровня 2016 года.
При активной поддержке государства успешно развивается ипотечное жилищное кредитование. В 2017 году были достигнуты рекордные показатели как по количеству – более 1 млн кредитов, так и по объемам – более 2 трлн. руб.
В 11 городах России своевременно завершено строительство и реконструкция большого числа крупных технически сложных объектов к чемпионату мира по футболу, ускоренными темпами осуществляется возведение уникального Керченского моста и объектов связанной с ним инфраструктуры.
Постепенно выравниваются и приближаются к среднероссийским объемы ввода жилья на душу населения в Крыму и Севастополе. В 2017 году при среднероссийском показателе 0,54 кв. м на чел., в Крыму и Севастополе введено, соответственно, 0,44 и 0,41 кв. м на чел.
В I квартале текущего года в России введено жилья на 19,6% больше прошлогоднего. В Крыму – на 35,7%. В Севастополе показатель прошлого года превышен более чем в 4,4 раза и по объемам ввода на душу город вошел в шестерку лучших субъектов федерации.
Но, как подчеркнула Е.Чугуевская, в настоящее время жилищное строительство не является основным приоритетом для строительной отрасли на полуострове. В августе 2014 года Постановлением Правительства РФ была утверждена ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Целью программы является модернизация инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры полуострова.
В 2015-2017 г.г., в основном, выполнялись научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, а также начато строительство объектов, направленных на решение наиболее острых проблем полуострова.
2018-2020 г.г. – это этап выполнения массовых строительно-монтажных работ и ввода объектов в эксплуатацию.
С учетом последних изменений объем финансирования ФЦП составляет 837 млрд руб., в том числе 791 млрд руб. из федерального бюджета.
В рамках ФЦП предусматривается построить 632 объектов.
Как сообщила Е.Чугуевская, основным финансово-емким направлением является развитие транспортного комплекса – около 470 млрд руб. В том числе около 228 млрд руб. запланировано на возведение Керченского (или Крымского) моста и 163 млрд руб. – на строительство трассы «Таврида».
Елена Станиславовна подчеркнула, что в рамках ФЦП 90,7 млрд руб. направляется на развитие социальной сферы – здравоохранение и образование.
Среди объектов здравоохранения и образования она назвала Крымскую республиканскую клиническую больницу имени Н.А. Семашко в Симферополе, многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера и городскую инфекционную больницу на 200 коек в Севастополе, 5 объектов Севастопольского государственного университета, 7 объектов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, 24 объекта Международного детского центра «Артек», 94 объекта дошкольного образования, 13 объектов общего школьного образования.
В своем выступлении Е. Чугуевская подробно рассказала о тех объектах, которые коренным образом изменят жизнь полуострова. Это, прежде всего, Керченский (Крымский) мост, трасса «Таврида», Симферопольский аэропорт, Симферопольская (Таврическая) ПГУ-ТЭС, Севастопольская (Балаклавская) ПГУ-ТЭС.
Одной из главных причин отставания в строительстве объектов ФЦП региональные власти называют некачественную подготовку проектно-сметной документации. В ходе строительства приходится менять ошибочные проектные решения, что естественно снижает темпы работ по сравнению с тем, если бы они велись по проекту.
Кроме того власти отмечают ограниченные возможности местных строительных компаний, а также высокую конкуренцию между подрядчиками за строительную технику, которую можно арендовать. Ее дефицит также приводит к срыву намеченных сроков.
Перед строительным комплексом полуострова весьма остро стоят градостроительные проблемы, связанные с выполнением требований Градостроительного кодекса в части наличия и правил разработки документов территориального планирования, зонирования и архитектурно-строительных действий. Пока практически отсутствуют утвержденные генпланы и правила землепользования и застройки.
Именно этим объясняются затянувшиеся процедуры землеотвода, оформления и переоформления участков, запланированных под восстановление лесов, а также проблемы с пожарной безопасностью.
- Например, в рамках намеченной на лето текущего года подготовки к передаче в федеральную собственность Ялтинского горно-лесного природного заповедника, в январе 2017 года власти Крыма, наконец, установили его границы, которых не было с 1977 года. Однако до недавнего времени оставались более полусотни проблемных вопросов и неурегулированных разногласий, – заявила Елена Станиславовна.
По тем же причинам в Севастополе отмечается нехватка земли для комплексной застройки.
На федеральном уровне принимаются меры по снижению административных барьеров, а на региональном этот процесс протекает слишком медленно, считает Е.Чугуевская. В частности, выделяются сложные и долгие процедуры ввода объектов и их регистрации.
- Высока степень бюрократизации процесса согласования сметной части всех проектов. Расценки не соответствуют реальности. Орган, оперативно разрабатывающий расценки по Крыму находится в стадии реструктуризации и работает не эффективно, - заявила она.
Ужесточение экологической безопасности практически привело к закрытию добывающей отрасли. Такие позиции как песок и щебень в 5 раз дороже, чем в материковой России.
Как известно, в Российском Союзе строителей проблемами долевого строительства и взаимодействия застройщиков и собственников жилья занимаются два комитета, которые внимательно следят за развитием ситуации по реализации «дорожной карты».
Е.Чугуевская предложила региональным союзам строителей Крыма и Севастополя войти в тесное взаимодействие с комитетами РСС и совместно со специалистами вырабатывать и корректировать оптимальный план собственных действий.
Недавно на заседании Госсовета по развитию конкуренции Президент России остро обозначил проблему так называемого регионального протекционизма.
- Президент назвал абсолютно недопустимой ситуацию, когда регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок в ущерб другим участникам. «Местный производитель – это значит российский, не какой-то «квасной», подчеркнул глава государства.
- Можно и нужно создавать и использовать региональные преференции для поддержки бизнеса, но при условии их равной доступности для всех, – уверена Е. Чугуевская.
В результате анализа, проведенного Комитетом РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли, установлено, что из 27 закупок по строительству, реконструкции и капитальному ремонту по Республике Крым и Севастополю с начальной ценой контракта от 10 млн. рублей с подрядчиками, которые являются региональными резидентами, заключено 15 контрактов. С подрядчиками из других регионов заключено 12 контрактов, в основном, с ценой больше 1 млрд рублей. Такие объемы местным компаниям, зачастую, не по силам.
- Наши специалисты пришли к выводу, что дело не в законодательных или административных препятствиях, а в невеликих пока возможностях республиканских и городских строительных компаний. Укрепление этих компаний, увеличение их возможностей путем координации совместной работы и организации взаимодействия с региональными и местными органами исполнительной власти – это главная задача региональных Союзов строителей Республики и Города, – заявила Е.Чугуевская.
Российский Союз строителей, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Межрегиональное объединение таврических строителей, будет оказывать всемерную помощь и поддержку.