О направлении в Минстрой России предложений по совершенствованию методов определения размера сметной заработной платы рабочих, используемого при составлении смет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства

Новости

11 Декабря 2018

О направлении в Минстрой России предложений по совершенствованию методов определения размера сметной заработной платы рабочих, используемого при составлении смет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства

О направлении в Минстрой России предложений по совершенствованию методов определения размера сметной заработной платы рабочих, используемого при составлении смет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства

Комитет по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве Российского Союза строителей под председательством Головина Сергея выполнил анализ действующей методики определения размера средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в составе сметной документации и подготовил предложения по их совершенствованию.

В качестве основных способов определения было предложено два метода, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Первый подход основан на использовании данных Росстата о размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по отрасли «Строительство» по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с методологическими пояснениями, размещенными на сайте Росстата, в фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Для целей определения сметных цен на затраты труда в строительстве размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по отрасли «Строительство» в субъекте Российской Федерации предлагается принимать равным месячной оплате труда рабочего 4-го разряда в данном субъекте Российской Федерации. Расчет оплаты труда для рабочих других разрядов предлагается осуществлять с применением существующих межразрядных тарифных коэффициентов.

Также предлагается предусмотреть в методике по определению средств на оплату труда в строительстве условие, что учитываемая в составе сметной стоимости строительства оплата труда рабочих в субъекте Российской Федерации, не может быть ниже средней в целом по федеральному округу, в который входит данный субъект Российской Федерации.

Достоинства указанного подхода - в расчетах используются данные по оплате труда в отраслевом разрезе. Статистические данные о размере номинальной начисленной заработной платы в субъектах РФ актуализируются ежемесячно и официально публикуются Росстатом.

Недостатки подхода - статистические данные характеризуются высокой степенью усреднения: заработная плата учитывается в целом (без детализации тарифной части, видов компенсационных выплат, надбавок, премий и т.п.) и усредняется по организациям, отнесенным к строительной отрасли региона. Соответственно, такие данные не отражают специфику работ на конкретном объекте, что может привести к недостаточности финансирования объектов (видов работ), выполняемых в условиях, отличающихся от нормальных, кроме того данный подход не позволит использование дополнительных повышающих коэффициентов, учитывающих условия производства работ.

Второй подход основан на положениях Отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы (зарегистрировано в Роструде 28.04.2017, регистрационный № 10/17-20).

На основании п. 3.1 Соглашения минимальный размер базовой месячной тарифной ставки рабочего I разряда (учитывающий работу в нормальных (не усложненных) условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда), рассчитывается с коэффициентом индексации 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Расчет месячной тарифной ставки для рабочих других разрядов, а также механизаторов, осуществляется на основании существующих межразрядных тарифных коэффициентов. При этом, с учетом п. 3.6 Соглашения доля тарифа в общем заработке рабочих должна составлять не менее 65 процентов, без учета надбавок и доплат при условии выполнения норм труда.

Таким образом, минимальный размер заработной платы рабочего IV разряда (МРТС) для каждого конкретного субъекта Российской Федерации составит – МРТС= РПМ СРФ*1,2*1,34/0,65, где РПМ СРФ - размер прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пунктом 3.13. Соглашения рекомендуется достичь среднюю заработную плату рабочих в организации на уровне не ниже пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации - МРТС= РПМ СРФ*5.

С учетом реального достигнутого уровня оплаты труда рабочих – строителей в разрезе субъектов Российской Федерации предлагается в качестве расчетного показателя заработной платы рабочих, учитываемого в составе сметной документации, использовать четырехкратную величину прожиточного уровня для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации - МРТС= РПМ СРФ*3*Кр, где Кр -региональный коэффициент к заработной плате (принимается в размере от 1,15 до 2,0).

Кроме того, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты и надбавки стимулирующего характера, и размеры премирования предлагается учитывать в соответствии с коллективными договорами, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в соответствии с положениями Соглашения).

Например, при работе во вредных условиях труда 1 степени (класс 3.1) учитывается повышение оплаты в размере 12 процентов тарифной ставки, в опасных условиях труда (класс 4) 24 процента тарифной ставки, за работу в многосменном режиме - 20 процентов тарифной ставки за каждый час работы в вечернюю смену, 40 процентов тарифной ставки - в ночную смену и т.д.).

Повышающие коэффициенты и надбавки к фонду оплаты труда для работ, выполняемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предлагается учитывать дополнительно в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

При определении размера средств на оплату труда предусмотреть возможность дополнительного учета вахтовых надбавок (при этом в средней заработной плате рабочих указанные затраты не учитывать).

Достоинства подхода - при определении сметных цен на затраты труда учитываются особенности выполнения работ на конкретном объекте, заложенные в проектной документации (проект организации строительства).

Недостатки подхода - более сложные расчеты (в сравнении с первым подходом), необходимость из общего количества чел.-ч выделять объем чел.-ч, к которому применяется коэффициент, учитывающий соответствующую доплату, надбавку. Дополнительный учет указанных затрат в сметной документации.

Указанные предложения, а также уведомление о том, что представители Российского союза строителей готовы принимать активное участие в совершенствовании методов определения сметной стоимости строительства и капитального ремонта были направлены в Минстрой России.

Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~0ePAA