С.А. Мытарев: О практических мерах развития сельского строительного комплекса в России на основе кооперации
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

24 декабря 2024

С.А. Мытарев: О практических мерах развития сельского строительного комплекса в России на основе кооперации


Сергей Анатольевич Мытарев, член Совета РСС, президент Союза сельских строителей России

Более полвека назад для решения задач подъёма сельского хозяйства, развитие села, предоставление сельскому жителю достойного уровня жизни, обеспечения селянина жильём была найдена удачная организационная форма строительного дела на селе. Была создана система межколхозного строительства на кооперативной основе и система государственного сельского строительства (Минсельстрой) для строительства в совхозах и сельских районах центрах.

Те меры дали положительный результат. Был создан мощный сельский строительный комплекс, который располагал развитой материально-технической базой и играл основную роль в производственном инфраструктурном и социально-жилищном развитии сельских территорий.

Однако, те реформы и преобразования, проводимые в стране, негативно сказались на развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий, так и на состояние сельского строительного комплекса и его организаций.

Сейчас это всё в прошлом. Сохранилась какая-то доля бывшей системы сельских строителей, часть из них объединилась в рамках Союза сельских строителей России, а это было 50% территории России. Часть работает на вольных хлебах, как правило, на мелких работах или подвязались на незначительных подрядах у городских строителей.

Опыт 2000-2021 годов показал, что, несмотря на положительные изменения, условия жизни на селе остаются сложными. Децентрализация управлением сельским строительством, уход государства от решения проблем сельских жителей и передачи их судьбы на откуп рыночной стихии встали не прогрессивными, а сугубо разрушительными факторами. Объём строительства и ввод производственных и социальных объектов сократились в разы.

 Это ещё раз подчёркивает и результаты проведённого  мониторинга, состояние сельских территорий в рамках реализуемой госпрограммы  КРСТ, утверждённой приказом Минсельхоза России от 20.04.2020 года, по итогам которого документ подписан 11.06.22 зам. министра - Лут Оксаной Николаевной.

Анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Сохраняется поляризация системы расселения, проявляющаяся в снижение численности населённых пунктов.

2. Наблюдается критический разрыв в обеспечении основными объектами социальной инфраструктуры, уровень благоустройства различных видов коммуникаций.

3.  Недостаточное развитие сети автомобильных дорог местного значения (доля грунтовых дорог)  составляет 70% от общей протяженности.

4. Обеспечение качественной питьевой водой составляет 67%.

Что касается социальной инфраструктуры - охват дошкольными учреждениями, образования, учреждениями культуры  составляет соответственно 28%, 29% и 26,6%.

Какие мы делаем выводы при сложившемся охвате и мониторинге. Необходима координация и синхронизация мероприятий отраслевых ведомств, реализованных ими на сельских территориях в рамках Госпрограммы КРСТ.

Что касается ИЖС. Потребность жилья очевидна, согласно статистики, в улучшении жилищных условий нуждаются порядка 400-450тыс. семей. За 2020-2022 год в рамках реализации программы КРСТ улучшили свои жилищные условия 70 тыс. семей. Причина - из-за небольших доходов, средняя зарплата не позволяет строить за счёт собственных средств, а предложенная сельская ипотека обеспечивает всего лишь 2% от общего объёма введённого жилья на селе, да и банки с осторожностью предоставляют кредит ввиду слабой ликвидности, в случае невозврата кредита и не обеспеченность инфраструктурой.

 В погоне за прибылью нередко нарушаются элементарные нормы оптимальной застройки, не говоря уж об архитектурном функциональном облике села.

Многие тысячи крупных, а чаще мелких, возникающих и исчезающих строительных фирм в сельской местности в большинство своём не имеют стабильных трудовых коллективов и необходимого технического оснащения, зачастую бывает невозможно обеспечить их ответственность за уровень строительно-монтажных работ, найти и привлечь к ответственности. В результате катастрофически возрос износ основных фондов в АПК и жилищно-коммунальном хозяйстве.

При этом разрушена единая нормативная база возводимых объектов, нет единых методов расчёта тарифов и цен на сельское строительство и жилищно - коммунальные услуги с учётом особенностей регионов, системы государственного контроля за правомерностью их установления.

В этих условиях для выполнения заданий, установленных Владимиром Путиным майским указом 2017 года по комплексному развитию сельского хозяйства, необходимо кардинально исправить создавшееся положение в сельском строительном комплексе, и в первую очередь необходима единая государственная политика, заключающаяся в концентрации и координации усилий мобилизации имеющихся ресурсов в общегосударственном масштабе, для чего должны быть реорганизовано структура управления сельским строительством в стране и внесением соответствующих коррективов и полномочий.

КРСТ предусмотренное майским указом 2018 года предусматривает чёткое и качественное исполнение государственных программ по обустройству сельских территорий Российской Федерации с учётом индивидуального строительства.

Из федерального бюджета, исходя из этого, ежегодно для строительства на сельских территориях в настоящее время выделяются средства по реализации следующих направлений по регионам России: Это

1.     Комплексное развитие сельских территорий, утверждённое Правительством РФ от 31.05.2019 года № 696.

2.     Адресная инвестиционная программа по субъектам РФ на развитие агропромышленного комплекса.

3.      Строительство объектов газоснабжения, водоснабжения инженерной инфраструктуры и благоустройства площадок под комплексную жилищную застройку.

4.     Предоставление земельных участков многодетным семьям для строительства жилья

5.     Строительство новых домов по переселению из ветхого и аварийного жилья.

6.     Строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, проживающих на сельских территориях.

7.     Приобретение и строительства жилья за счёт средств социальных выплат.

 Дополнительно значимый размер средств федерального бюджета идет по субсидии кредитно-финансовым институтам по льготной ипотеке. В вышеперечисленных программах частными заказчиками также являются граждане регионов и субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в сельской местности, в том числе работающие в сфере строительства, стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства.

В сегодняшних условиях и эти недостаточные средства государственной поддержки не реализуются в полном объёме. Для этого необходима интеграция усилий государственных и частных заказчиков на базе одной организационно-правовой формы, которая выполняла бы роль интегратора.

Все последние годы в профессиональном строительном  сообществе среди специалистов, работающих на селе, вёлся поиск возможностей восстановления собственной строительной структуры села на основе трудовых ресурсов села, базе сельской стройиндустрии и промышленности местных стройматериалов.

 В декабре 2015 года на совете по вопросам агропромышленного комплекса при Совете Федерации Федерального собрания  РФ был рассмотрен вопрос «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития», где решением Совета было предложено Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о мерах, направленных на развитие сельского строительного комплекса и базы строительной индустрии на основе создания региональных строительных кооперативов, включая «Россельстрой».

Нами совместно с ВИАПИ имени Никонова была предложена концепция развития сельского строительства в России, предусматривающая развитие сельского строительства на кооперативной основе посредством  создания потребительских обслуживающих региональных строительных кооперативов, которое предполагает формирование нового организационно-экономического механизма для решения программных государственных задач.

 Стратегическая цель концепции - формирование инвестиционно- строительного комплекса сельских территорий, а именно создание единого сельского инвестиционного пространства для малого и среднего предпринимательства, формирование системных условий, привлечение средств в развитие сельского хозяйства и сельских территорий, гарантированная занятость сельского населения.  Основные функции создаваемой системы - выполнение всего комплекса работ по развитию и содержанию сельских территорий. Это согласование, проектирование, организация финансирования строительства и содержания производственных, жилищных, социальных, коммунальных и иных объектов, дорог местного значения которые, замечу, всегда были делом сельских строителей – дорожников. При том, что всё - при соблюдении условия «оптимальная цена – качество». Такая система организации дела приведёт к снижению цены строительства до приемлемого,  посильного для села уровня.

 Для решения этой проблемы необходимо создать Всероссийское сельское строительное объединение на кооперативной основе «Россельстрой»,  путём его учреждения региональными сельскими строительными потребительскими кооперативами.

 Региональное сельское строительное объединение, созданное на кооперативной основе, членами которого являются территориальные строительные организации, частные инвесторы.

 Граждане, проживающие на сельских территориях государственного учреждения, выполняющие функции заказчиков в регионе создают единый план развития сельской территории субъекта Российской Федерации. Этот план определяет потребность строящих объектов на уровне государственного финансирования и привлечения частных инвестиций, состав участников обеспечивает исполнение утверждённых планов.

«Россельстрой» совместно с региональным строительным кооперативом формирует единый план развития сельских территорий всей Российской Федерации.

 Это позволит вовлечь в созидательный процесс по развитию сельских территорий Российской Федерации всех заинтересованных предпринимателей и граждан России, расходовать средства федерального бюджета адресно, привлечь частные инвестиции через кооперативную модель, внедрить плановый подход территориального и социально-экономического развития и муниципальных образований регионов России.

 Минстрой России поддерживает создание федеральной организации, выполняющей роль интегратора между государственным и частными заказчиками, основные функции которой будет заключаться в создании стандартов, организации финансирования и сопровождения инициативных проектов на территории муниципальных образований Российской Федерации, в том числе сельских поселений.  

 На сегодняшний день по инициативе Союза сельских строителей России начата работа по созданию регионального строительного объединения, подписаны соглашения с руководителями областей, краёв и автономных республик: Нижегородская, Ульяновская области, Хакасия, на рассмотрении- Татарстан.


 В рамках подписанных соглашений ОМОР Союз сельский строителей России на примере Нижегородской области разработал алгоритм действий по созданию регионального потребительского строительного кооператива «Нижегородсельстрой», как  объединённого заказчика - застройщика с учётом использования действующих институтов организации и управления строительством Нижегородской  области в целях рассмотрения дальнейшего применения при реализации мероприятий по комплексному развитию территории области.

Реализация стратегии пространственного развития территорий РФ требует интегрального подхода, объединяющего территориальное и социально-экономическое планирование регионов, внедрение инструментов кооперативного строительства.

РПСК берёт на себя функции объединённого заказчика - застройщика по КРСМ, подготовке соответствующей проектной документации, формированию строительных норм и нормативов для ИЖС, правил строительства коммунальной и инженерной инфраструктуры, внедряет стандарты благоустройства комплексной застройки и уличной дорожной сети.

При РПСК  «Нижегородсельстрой»  его учредителями станут как государственные заказчики регионального комплексного развития территорий (агломераций), так и его члены - инициаторы создания РСПК: строительные организации, ДСК, лесоперерабатывающие предприятия, предприятия стройиндустрии, инвесторы ЛПК, КФХ, ИП, ООО, физические лица, желающие улучшить свои жилищные условия в лице ассоциированных членов, предприятий ЖКХ.

 РСПК создаёт план единого развития сельских территорий, определяет потребность в уровне государственного финансирования бюджетов различных уровней и размере привлечения частных инвестиций, а также состав его членов.


На основании соглашения о сотрудничестве Нижегородской областью предложено сформировать постоянно действующую межведомственную рабочую группу по созданию и координации деятельности РСПК для решения следующих вопросов:

- Разработка проекта устава и формирования организационно-экономической структуры,

- Определение подхода взаимодействия с органами исполнительной власти  региона и муниципальных районов кооператива в бюджетном процессе области,

- Разработка алгоритма привлечения финансирования на реализацию проекта   частных инвесторов,

- Определение  правил членства субъектов предпринимательства и граждан в кооперативе,

- Утверждение плана мероприятий его развития с выбором строительных проектов в муниципальных районах области.

Подобный подход позволит:

- вовлечь в созидательный процесс по развитию сельских территорий (агломераций) области всех заинтересованных граждан и предпринимателей - привлечь частные инвестиции через кооперативную модель,

- внедрить плановый подход территориального и социального экономического развития муниципальных образований Нижегородской области.

В рамках реализации пилотных проектов по подсчётам специалистов в наших совместных с предпринимателями М.О экономический эффект участия М.О. Нижегородской области в мероприятиях по реализации госпрограммы посредством  членства в РСПК как минимум 1,5 млрд руб. бюджетных средств в год.

 Если проанализировать  пример строительства индивидуальных домов в рамках КРСМ , то подготовка проектной сметной документации на один район составит в среднем 270 тыс, 52 района умножить на 270 =14 млн руб., если будет типовая документация - то экономия составит 12 млн руб.

Прохождение экспертизы по стоимости в среднем 35 тыс. руб., умножить на 52 района =1.820 тыс. руб., также расходы на технический надзор: один район- 250тыс.руб.    52 района- 13 млн руб.

Стоимость по программе переселения при подготовке проектной сметной документации, если будут типовые дома, то расходы можно снизить в разы.

В среднем на один район расходы на проектную сметную документацию и экспертизу составляет 1,5 млн руб.

На сегодня приказом Министерства сельского хозяйства Нижегородской области создана рабочая группа по развитию строительства на сельских территориях


Подводя итоги состояния сельского строительного комплекса в целях дальнейшего улучшения строительства в сельских регионах и руководства строительными организациями, мы предлагаем признать целесообразность создать Всероссийское объединение сельских строительных организаций на кооперативной основе (Россельстрой). Структура предлагается в последующем для утверждения Правительством Российской Федерации.

 Мы предлагаем образовать организационный комитет по подготовке и проведению учредительного съезда Всероссийского объединения сельских строителей, организаций в лице председателей РСПК. В состав комитета должны войти представители Федеральных министерств и ведомств, которые непосредственно имеют отношение к развитию сельских территорий, руководители ряда регионов, общественные организации и т.д.

Организационному комитету необходимо будет разработать устав Всероссийского объединения сельских строительных организаций, определить нормы представительства на учредительный съезд, созвать учредительный съезд.

В рамках постановления Правительства РФ предлагается обязать Правительство автономных республик, краёв, областей и организационной комитет по подготовке и проведению учредительного съезда  организовать в каждом регионе создание на кооперативной основе сельские строительные объединения и на региональных собраниях выбрать делегатов на учредительный съезд Всероссийского объединения сельских строительных организаций.


С.А. Мытарев,

(Из доклада на заседании комитета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования Совета Федерации Федерального собрания  РФ)

Презентация
Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~7gNOr