20 апреля в Центре взаимодействия и коммуникаций в строительстве ФАУ «Главгосэкспертиза России» состоялся семинар-совещание на тему «Механизм комплексного развития территорий. Итоги двух лет. Перспективы», организованного Минстроем России. В совещании приняли участие члены Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, которые подготовили краткий обзор итогов совещания.
Институтом экономики города были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования КРТ жилой застройки:
- установить дополнительные жилищные гарантии гражданам, переселяемым из МКД при реализации проектов КРТ, предусмотрев, что общая площадь и количество комнат в предоставляемом жилом помещении должна быть не меньше общей, жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении. Кроме того, установить, что доплата осуществляется только в случае, когда общая площадь предоставляемого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
- уточнить методику определения начальной цены торгов на основе оценки будущих доходов и расходов по проекту КРТ в соответствии с Методическими рекомендациями Минстроя России, утвержденными приказом Минстроя России от 11.11.2021 № 817/пр;
- уточнить перечень объектов, не подлежащих изъятию при реализации проектов КРТ (напр., нежилые помещения в хорошем состоянии);
- расширить перечень предельных параметров, указываемых в решении о КРТ (минимальные/ максимальные размеры земельных участков, отступы от границ земельного участка, минимальный процент озеленения);
- исключить возможность отнесения к ветхим МКД только по критерию отсутствия одной или нескольких инженерных коммуникаций;
- предусмотреть обязательность внесения изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки в случаях, когда планируемые параметры застройки не соответствуют указанным документам территориального планирования и градостроительного зонирования до принятия решения о КРТ.
В итоговую резолюцию семинара-совещания также вошли следующие предложения в области градостроительства:
- о необходимости предварительной градостроительной проработки территорий КРТ с целью определения технико-экономических параметров и визуального образа территории;
- о целесообразности расчета индекса инфраструктурной обеспеченности и его учете при анализе и подборе площадок КРТ;
- о подготовке плана реализации проекта по планировке территории с учетом экономической эффективности;
-о введении единого документа территориального планирования при КРТ;
- о соблюдении принципа региональной дифференциации при реализации проектов КРТ;
- об учете развития территорий общего пользования при планировании проектов КРТ;
- об интеграции проекта организации строительства в документацию по планировке территории;
- об утверждении исчерпывающего понятийного аппарата при определении элементов планировочной структуры, а также установление возможности утверждения системы элементов планировочной структуры на уровне муниципалитетов;
- об указании в материалах по обоснованию генерального плана оценки эффективности освоения территорий;
-об обеспечении автоматизация рутинных градостроительных процессов;
- о необходимости разработки методических рекомендаций по градостроительному развитию;
- о разработке региональных программ комплексного развития инфраструктуры с использованием Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД);
В области публично-правовых отношений при реализации проектов КРТ выработаны следующие предложения для включения в итоговую резолюцию:
- создание публичного портала о КРТ, обеспечение большей открытости и популяризации деятельности по комплексному развитию территорий среди населения;
- применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов КРТ;
- увеличение субсидирования застройщиков при расселении из аварийного и ветхого жилищного фонда в рамках реализации проектов КРТ жилой застройки;
- предоставление возможности включать в торги на право заключения договора о КРТ несмежные территории различных видов («стартовые пятна»);
-обеспечение синхронизации проектов КРТ с программами комплексного развития инфраструктуры;
-установление мер ответственности для правообладателей, уклоняющихся от подписания договора о КРТ нежилой застройки;
-совершенствование правового регулирования КРТ по инициативе правообладателей;
- установление возможности включения в границы комплексного развития незастроенной территории земельных участков, обремененных сервитутами.
Материалы совещания, в том числе итоговая резолюция и презентации спикеров будут размещены дополнительно.