27 мая 2021 года при поддержке Минстроя России состоялось расширенное заседание Правления РСС «Совершенствование системы ценообразования в строительстве. Текущие моменты и перспективы», в котором в режиме ВКС приняли участие более 400 представителей региональных органов государственной власти и представителей строительного сообщества. Ознакомиться с постановлением Правления РСС можно в приложенном файле.
По итогам прошедшего заседания в РСС поступают дополнительные предложения от строительных организаций. Так, Союз строителей Тюменской области направил статью АО «Мостострой-11» «Актуальные вопросы ценообразования в дорожно-строительной отрасли», в которой изложены следующие основные проблемы и предложения по их устранению:
|
Проблема |
Предложения по решению |
1 |
Прогрессирующий дисбаланс между фактической инфляцией и дефляторами Минэкономразвития России, предусмотренные в цене строительных контрактов |
1. Обеспечить своевременный, объективный и прозрачный пересчет индексов изменения сметной стоимости строительства для всех субъектов РФ с открытой публикацией данных о стоимости строительных ресурсов, учтенных в расчетах Минстроя России; 2. На законодательном уровне определить перечень особых обстоятельств, при возникновении которых допускается внесение правок в цену государственного контракта в случае фиксации факта роста цен на одну или несколько ценообразующих позиций, который приведет к увеличению стоимости строительства более чем на 1%, на момент фиксации изменения цены строительных ресурсов. Установить, что указанные условия изменения стоимости строительства должны быть обязательными к применению Заказчиком в типовых условиях государственных контрактов; 3. На законодательном уровне определить механизм и порядок пересчета общей стоимости строительства в результате роста цен на ценообразующие позиции на основании поквартальной фиксации роста фактических цен на ценообразующие строительные ресурсы в сравнении с данными прогнозного дефлятора Минэкономразвития России, учтенного в цене государственного контракта, и оплату стоимости выполненных работ, с учетом фактического уровня инфляции на момент их приемки. |
2 |
Необоснованное снижение нормы сметной прибыли в сметной стоимости строительства объектов |
1. Пересмотреть вновь утвержденные нормы прибыли в сторону увеличения до 10 процентов от прямых затрат и накладных расходов, что соразмерно среднерыночному уровню доходности бизнеса;
2. Исключить проценты по кредитам из состава затрат, учитываемых при разработке норм сметной прибыли; разработать нормативно-правовые акты и раскрыть механизм компенсации вышеуказанных затрат для подрядчиков согласно положения новой методики определения сметной стоимости строительства в составе главы 9 ССР (приказ 421/пр от 04.08.2020 г);
3. Определять норматив сметной прибыли с учетом разумной величины «дохода собственника». |
3 |
Несоответствие номенклатуры, цены и количества ресурсов в сметных нормах фактическим обстоятельствам при реализации строительных контрактов |
1. Пересмотреть методику определения стоимости эксплуатации машин и механизмов на предмет учета в ней отраслевой специфики строительства, связанной с определением годового режима работы и внутрисменного использования; 2. В случае отсутствия норм и методов учета соответствующих затрат безусловно учитывать их на основании предоставляемых расчетов (в том числе конъюнктурных предложений); 3. Предусмотреть сметами фактический уровень цен не только на материалы, но и заработной платы рабочих, машин и механизмов, действующих на рынке строительной отрасли в лице системообразующих, крупных организаций; 4. Предусмотреть увеличенный размер накладных расходов в связи с необходимостью осуществления расходов, предусмотренных обязательствами по госконтракту и не учтенных нормами накладных расходов по действующим методикам в т.ч. многоуровневый контроль и надзор: расходы на технический надзор и сопровождение - резерв средств на покрытие расходов в связи с приостановками строительства на период подготовки к техосмотру, техосмотра, приемки и оформления документации, отчетности, изготовление копий документов; 5. Учитывать при разработке сметной документации стоимость материалов с учетом доставки по транспортной схеме согласно ПОС. |
4 |
Проблема действующего законодательства в «узаконивании» корректировки проектной документации (необходимость внесения изменений в градостроительный кодекс) |
1. Необходимо выделение двух стадий проектирования: «проектная документация» и «рабочая документация» с четким разграничением их функционала; 2. Установить: -параметры объекта, отраженные в заключении экспертизы, являются критериями необходимой корректировки проектной документации и ее повторной экспертизы (проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу только при внесении в нее изменений в части проектных и технических решений в отношении параметров объекта капитального строительства или увеличения стоимости); -инженерно-технические и иные изменения, отличающиеся от содержащихся в получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не затрагивающие параметры объекта капитального строительства, в проектную документацию не вносятся и подлежат учету в рабочей документации, не подлежащей экспертизе; -рабочую документацию следует дополнить разделом «Проект организации строительства», уточняющим аналогичный раздел проектной документации;
-государственный строительный надзор осуществляется в отношении соответствия построенного объекта требованиям проектной документации (в объеме параметров объекта капитального строительства, отраженных в заключении экспертизы) и рабочей документации;
3. В отношении крупных линейных объектов рассмотреть необходимость формирования трехэтапного проектирования: «предпроектная» документация (обоснование инвестиций или технико-экономическое обоснование), проектная документация (стадия «ПД» или «Проект») и рабочая документация (стадия «РД»);
4. Замена безальтернативного использования в нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «предполагаемая (предельная) стоимость» на «предполагаемая стоимость». |
5 |
Отсутствие покрытия рисков подрядчика на этапе торгов и при реализации строительных контрактов из-за низкого качества проектирования |
1. Законодательно определить обязанность выполнения корректировки проектной документации заказчиком в случаях систематической отмены конкурсных процедур по выбору подрядчика для строительства объектов по причине отсутствия претендентов на участие в конкурсе из – за низкого качества проектной документации и ошибок в ПСД, получившей положительное заключение экспертизы, и не позволяющих реализовать проект по проектной документации; 2. Предоставить заказчику право самостоятельно перераспределять стоимость на стадии строительства (при согласовании с подрядчиком и проектировщиком (в пределах цены контракта и в случае установленного законом возможного увеличения стоимости строительства), узаконить формат сопоставительной ведомости; 3. Обеспечить необходимость безусловного исполнения положений п. 5.3 приказа Минстрой России № 9пр от 14.01.2020 года (типовые строительные контракты) при реализации строительных контрактов, в соответствие с которым при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, в том числе с применением данных норм для строительных контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений (вид деятельности ОКПД 42.11.20.), типовые условия контрактов по которым регламентируются в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 05.09.2019 года №37; 4. Учитывать затраты на корректировку проектов за счет лимитов средств на непредвиденные работы и затраты;
5. Усовершенствовать порядок предквалификационного отбора исполнителя, подрядчика при проведении закупок работ в области проектных работ - установить жесткие критерии отбора участников для выполнения работ по проектированию, с определением основного приоритета для отбора – профессиональный уровень кадров компании, опыт проектных работ. |
Указанные предложения будут направлены в Комитет РСС по ценообразованию для обсуждения и подготовки соответствующих предложений в федеральные органы исполнительной власти.
Полный текст статьи АО "Мостострой -11"