Трансформация высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения: вызовы и перспективы
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

14 февраля 2024

Трансформация высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения: вызовы и перспективы


Круглый стол «Трансформация высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения» состоялся в рамках Форума «Стратегии ускорения темпов строительства»  с участием комитета Российского союза строителей по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли совместно с расширенным заседанием Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура».

Кадровая политика сегодня терпит глобальные изменения из-за того, что 11 апреля 2022 года Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса.

За круглым столом обсудили то, как решается стратегическая задача по обеспечению отрасли квалифицированными специалистами в условиях перезагрузки системы высшего образования в меняющихся условиях нормативного регулирования и цифровизации.

2024-02-14_09-28-26

К участникам круглого стола обратилась с приветственным словом модератор мероприятия, председатель Комитета РСС по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева. Она подчеркнула, что в свете новых условий правового регулирования в сфере образования и перехода на иные типы образования 2025 год обещает стать решающим в этом процессе.

О том, как устроено высшее образование в строительной сфере Новосибирской рассказал Юрий Леонидович Сколубович — ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Он подчеркнул, что Новосибирская область является одним из регионов с высоким темпом развития, и требования к образованию в регионе соответственно тоже высоки.

«Одним из ключевых аспектов работы являются изменения в системе высшего образования. Нам необходимо быстро адаптироваться к новым требованиям, однако часто мы слишком много внимания уделяем изменению названий, не обращаясь к сути проблемы», - отметил Ю.Л. Сколубович.

Одной из основных проблем он назвал отток перспективных кадров. Большое количество абитуриентов уезжает в европейскую часть России, в основном в Москву и Санкт-Петербург, что является серьезной проблемой для регионов. И университеты играют важную роль в развитии регионов.

«На первый курс из нашей области поступает 33%, а остается более 66% выпускников. Таким образом, университет является ещё и фактором развития региона и пополнения специалистов. Однако большинство из тех, кто остаётся — это приезжие из стран зарубежья, в первую очередь, из Казахстана. Сегодня необходима активная политика поддержки перспективной молодежи в регионах и в отрасли».

Среди таких мер докладчик выделил поддержку выдающихся студентов, региональные отраслевые стипендии, стимулы и стипендии от работодателей, а также развитие сетевых образовательных программ.

«Мы уже имеем опыт в области дополнительного профессионального образования, реализуя более 200 программ, включая программы по государственному строительному надзору и строительному контролю. Для комплексного решения этих задач мы также отркыли корпоративные кафедры Минстроя РФ. Это позволит преподавать практические знания, полученные от руководителей строительных организаций, что является ключевым аспектом в обучении», – заключил Юрий Леонидович.

Сергей Музыченко, замминистра строительства и ЖКХ России, выступил с приветственным словом на круглом столе. Он отметил, что строительная отрасль сегодня нуждается в квалифицированных кадрах, и обозначил задачу по привлечению в профессию людей на ранних стадиях, еще со школы. Он также рассказал о работе, проводимой Минстроем России в этом направлении, в частности, о форуме «Молодой специалист», который в прошлом году собрал более 13 тысяч участников: школьников, студентов, начинающих специалистов. В этом году форум пройдет в 12 городах страны.

«Мы уже видим обратную связь, студенты, которые пришли в профессию или планируют прийти, понимают, что строительная отрасль – это не сапоги и каска, хотя, конечно, это трудная профессия, и легкой она никогда не станет, но строительство – это и цифровизация, и механизация труда, и процессы управления, и интересные и серьезные инженерные решения. По обратной связи мы понимаем, что, благодаря проводимой работе, многие ребята выбирают для себя профессию строителя осознанно, готовы в ней оставаться», – рассказал замминистра.

О создании новой научной специальности рассказал Азарий Лапидус, вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков: «Очень неразумно и не по государственному рассматривать этапы заведения строительного объекта без увязки их единой комплекс. Чем больше мы вложим денег на стадии изысканий, тем качественнее будет проект, чем больше мы сделаем акцентов на современные дорогие материалы на стадии проектирования, тем качественнее будет эксплуатации и так далее. Сегодня эти процессы конкретно прописываются. Это концепция изыскания, проектирования, строительства, эксплуатации, демонтажа, сноса и утилизации. Так живёт здание».

Совокупность этих этапов теперь будет разбирать один человек, профессионал, со специальностью, которой ранее никогда не было — «Управление жизненным циклом объектов строительства».

2024-02-13_10-32-18

Ректор ТГАСУ Виктор Власов отметил, что, согласно опросам, работодатели предъявляют три основных требования к выпускникам вузов в связи с переходом на новую модель. Во-первых, это подготовка к конкретным задачам, ориентированная на приобретение конкретных навыков и компетенций. Во-вторых, это ускоренный выход на рынок труда через практическую подготовку и проектную деятельность с третьего-четвертого курса. В-третьих, это запрос на сложные виды деятельности, такие как геномная инженерия, где продолжительность обучения может составлять от 6 до 7 лет и более. Ректор рассказал, что основные идеи при разработке новых пилотных моделей образования заключаются в том, что не будет базовых треков для специалистов и бакалавров. Вместо этого будет создана единая образовательная база продолжительностью от 4 до 6 лет, а затем, по желанию, возможна специализация на протяжении 1 до 3 лет.

Высокую заинтересованность строительной отрасли в реализации федерального проекта «Профессионалитет» отметила Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Однако, по ее словам, в отличие от других отраслей, таких как машиностроение, металлургия и транспортная отрасль, где всегда есть чёткие представители от предприятий и бизнеса, в строительной отрасли представлено большое количество компаний. Следовательно, необходимо выстраивать систему подготовки кадров таким образом, чтобы она учитывала запросы не только крупных лидеров, но и малого и среднего бизнеса.

Для выстраивания такой линии подготовки кадров для строительной отрасли в 2023-м году было заключено соглашение о партнёрстве между ассоциацией НОСТРОЙ и Институтом развития профессионального образования, который является ключевым оператором федерального проекта «Профессионалитет». Это позволяет получать обратную связь от компаний, входящих в состав НОСТРОЙ, и способствует выстраиванию единых и логичных подходов к подготовке кадров в строительной отрасли.

2024-02-14_09-41-09

Вера Галишникова, д.т.н., проректор МГСУ, рассказала о новых федеральных стандартах, в создании которых университет принял активное участие. Она подробно рассказала о концепции ФГОС ВО нового поколения, которая предполагает сокращение количества образовательных стандартов и их разделение на укрупненные группы направлений подготовки высшего образования, а также включает разработку линейки стандартов для всех уровней образования в рамках каждой УГН с учётом требований Минтруда к уровням квалификации и связи с профессиональными стандартами. В.В. Галишникова подчеркнула, что необходимо предусмотреть возможность создания междисциплинарных образовательных программ.

Основная цель образовательных программ заключается в соответствии профессиональным стандартам и обеспечении возможности получения профессиональной квалификации. Предполагается, что образовательная программа должна давать фундаментальную подготовку для научной и инженерной деятельности, а также ускоренную подготовку для вхождения на рынок труда. Основная часть образовательной программы направлена на получение академической квалификации, но также важно предоставить возможность получения профессиональной квалификации, отметила проректор.

Однако, по ее словам, не все образовательные программы высшего образования предоставляют возможность получения профессиональной квалификации. Некоторые программы предлагают лишь отдельные компетенции в рамках профессионального стандарта. Как подчеркнула Вера Галишникова, эта проблема должна быть решена, и студентам следует предоставить возможность подтверждать свою квалификацию через независимую оценку.

Также В.В. Галишникова рассказала об эксперименте по оценке квалификации на базе НИУ МГСУ, в том числе в рамках дополнительных программ, разработанных совместно с НОСТРОЙ. Опыт показал недоработки в высшем образовании, связанные с отсутствием оценочных средств по многим профессиональным стандартам, включая новые профессии. «При разработке программ используется лишь часть профессионального стандарта, мы берём оттуда компетенции, но квалификацию сформировать не всегда удается. Здесь необходима системная работа. В частности, совершенствование номенклатуры содержания проф стандартов, возможность введения некоторых входных квалификации, например, младший инженер стажер, которые не влекли бы обязательного стажа, так как студент должен пройти независимую оценку и получить хотя бы начальную квалификацию», – отметила Вера Галишникова.  Кроме того, она назвала «быстрые» пути решения, в частности, опору на существующие стандарты квалификации, в особенности в области новых и сквозных технологий, а также выбор существующих профессиональных стандартов без обязательных требований к стажу.

2024-02-14_13-22-37

Заместитель исполнительного директора Российского Союза строителей Андрей Кошель в своем выступлении рассказал о том, что РСС был наделен полномочиями аккредитующей организации для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования. Российский Союз строителей включен в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.

«Организационная структура Российского Союза строителей была сформирована для обеспечения проведения профессионально-общественной аккредитации, а также сформирован состав экспертов. Оперативное управление осуществляется Надеждой Александровной Прокопьевой, а общее руководство возложено на вице-президента Российского Союза строителей по взаимодействию с органами власти и общественными организациями С.А. Кононыхина», – рассказал А.А. Кошель.

В начале февраля текущего года первый вице-президент РСС В.А. Дедюхин обратился к ректорам университетов с предложением пройти процедуру профессионально-общественной аккредитации. Андрей Кошель рекомендовал присутствующим воспользоваться этим инструментом внешней оценки качества образовательной деятельности. Также он проинформировал коллег о том, что в прошлом году Российский Союз строителей заключил соглашение с БИМ-ассоциацией и Инновационным инжиниринговым центром. В рамках этого соглашения будет проводиться независимая оценка квалификации специалистов из государственных компаний, входящих в сферу влияния Инновационного инжинирингового центра. Он отметил, что стороны соглашения считают эту оценку квалификации единственно легитимной, так как проводить оценку может только разработчик профессионального стандарта.

Сергей Владимирович Михайлов, проректор по образовательной деятельности СПбГАСУ, поделился опытом вовлечения индустриальных партнёров в управление качеством образовательных программ. Он обсудил значимость ориентационной работы, особенно в контексте нового подхода к профессиональному образованию учащихся инженерных классов, направленного на формирование осознанного выбора профессии и разработку их дальнейшей учебной траектории в университете. У СПбГАСУ существует более 15 партнёрских школ, включая восемь специализированных классов, из которых пять являются ТИМ-классами.

В рамках сотрудничества с индустриальными партнёрами, в СПбГАСУ был создан филиал корпоративной кафедры Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. Основная цель этого филиала - подготовка кадрового резерва для ведомства, обеспечивающего квалифицированных специалистов с необходимыми компетенциями для успешной карьеры в федеральных и региональных органах власти.

Для совместного использования имеющихся ресурсов в интересах научного, технологического и кадрового обеспечения отрасли в 2023 году в Северо-Западном федеральном округе был создан консорциум строительной отрасли с центром в Санкт-Петербурге, базовым учреждением в нём стало СПбГАСУ.

Основные результаты и направления сотрудничества с индустриальными партнёрами включают:

  • Разработку и внедрение новых образовательных программ, в том числе корпоративных.
  • Внесение изменений в учебные планы и содержание рабочих программ дисциплин.
  • Участие в разработке элементов проектного обучения и организации практической подготовки студентов.
  • Сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ.
  • Увеличение числа студентов, обучающихся по договорам о целевом обучении.
  • Создание корпоративных кафедр.
  • Проведение профориентационной работы с участием работодателей.
  • Расширение практики создания экзаменационных площадок на базе СПбГАСУ.
  • Развитие диалога на площадке экспертного сообщества и создание открытого пространства для реализации инновационных цифровых проектов.
  • Модернизация материально-технической базы для научно-образовательной деятельности.
  • Повышение престижа профессии.

Представитель компании VEKA Rus, специализирующейся на производстве пластика для изготовления оконных рам, в своем выступлении отметил, что важным условием для обеспечения технологического суверенитета страны является импортозамещение не только продукции, но и развитие отечественных научно-исследовательских работ (НИОКР). Понимая это, компания проводит совместные исследования в лабораториях строительных вузов и разрабатывает программы научных исследований, направленные на испытание новых материалов и технологических решений.

Трансляция Круглого стола «Трансформация высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения»



Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~OcfOU