3 августа в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (СИБСТРИН) прошла конференция «Практические вопросы внедрения технологий информационного моделирования через систему образования и независимую оценку квалификации». Модератором мероприятия выступил координатор НОСТРОЙ по СФО, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко.
Открывая мероприятия координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко обратил внимание собравшихся, что неслучайно данное мероприятие проходит в стенах одного из ведущих строительных вузов Сибири, у которого есть много наработок в сфере цифровизации.
С приветственным словом к участникам обратился ректор НГАСУ (СИБСТРИН) Юрий Сколубович. Он подчеркнул необходимость скорейшего перевода в «обязательную» практическую плоскость всех предложений и решений, принимаемых на подобных тематических мероприятиях.
Заместитель исполнительного директора Российского Союза строителей Андрей Кошель поддержал эту позицию, указав на то, что в сфере освоения технологий информационного моделирования и подготовки специалистов соответствующих компетенций наибольший эффект дают совместные скоординированные усилия всех заинтересованных участников, включая Минстрой, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российский союз строителей, профильные вузы и, конечно, строительные организации.
Координатор НОПРИЗ по Сибирскому федеральному округу Александр Панов зачитал приветствие от лица президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова, в котором, среди прочего, подчеркивалась высокая значимость повсеместного освоения ТИМ для успешного достижения целевых показателей Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
О том, как выстраиваются приоритеты цифровых компетенций в современной структуре профильного инженерно-строительного и архитектурно-проектного образования, рассказала проректор НИУ МГСУ, вице-президент Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» Вера Галишникова. Она напомнила о том, как переход к цифровой экономике и цифровая трансформация строительной отрасли были формализованы в рамках нацпроекта «Цифровая экономика РФ» и регламентированы соответствующими указами, постановлениями и распоряжениями высших органов государственной власти. Вера Галишникова показала складывающиеся схемы взаимодействия учреждения высшего образования с профильными правительственными структурами, разработчиками программного обеспечения и высокотехнологичными компаниями строительной отрасли, продемонстрировала подходы к формированию «цифровых» образовательных программ и разнообразные примеры их реализации. По ее оценке, для успешного массового внедрения технологий информационного моделирования необходима система опережающей подготовки специалистов.
На становление такой опережающей системы, в том числе, направлены актуализация профессионального стандарта «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» и разработка соответствующих оценочных средств для профессионального экзамена. Подробное сообщение об этом сделала заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, председатель Комитета Российского союза строителей по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева; содокладчиком по теме выступил директор Лаборатории цифровых моделей в строительстве СпбГАСУ Денис Нижегородцев.
Разработанный BIM-Ассоциацией профстандарт включает исчерпывающий набор квалификаций, в том числе «Специалист по техническому сопровождению информационного моделирования объектов капитального строительства (5 уровень)», «Специалист по разработке и использованию структурных элементов информационной модели объекта капитального строительства на этапе его жизненного цикла (6 уровень)», и другие.
Чтобы обеспечить подготовку кадров, квалифицированных по требованиям упомянутого профстандарта, необходимо внедрить эти требования в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС СПО 08.02.15 «Информационное моделирование в строительстве») – в докладах было показано, как осуществляется данный процесс.
Максимально приблизить навыки и компетенции выпускаемых вузами молодых специалистов к практическим потребностям работодателей строительного комплекса призван проект совмещения итоговой аттестации и независимой оценки квалификации у выпускников отраслевых колледжей и университетов. О нем рассказала заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович.
Для применения инструмента НОК в ГИА разработан детальный алгоритм действий. В него входят такие этапы, как формирование и утверждение Государственной экзаменационной комиссии с включением экспертов ЦОК, ознакомление студентов с процедурой и оценочными средствами, заключение договора между образовательным учреждением и ЦОК на проведение НОК и, наконец, непосредственно проведение Государственной итоговой аттестации (или профессиональной аттестации), совмещенной с НОК – с обязательным параллельным ведением двух протоколов: ГИА (ПА) и НОК.
Факультативно, до начала проведения ГИА (ПА) или с учетом их результатов, алгоритмом предусматривается также профессионально-общественная аккредитация соответствующей образовательной программы.
Пока остаются сложности с интеграцией инструмента НОК в проверку знаний выпускников средних специальных учебных заведений – для их преодоления требуется законодательное закрепление новой модели демонстрационного экзамена в статье 59 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, нужно обеспечить закрепление «Демонстрационного экзамена» в качестве основной формы ГИА по программам СПО с использованием единых контрольно-измерительных методов и экспертной проверкой экзаменационных работ.
О специфике подготовки и работы экзаменационных площадок по оценке цифровых квалификаций в сотрудничестве с отраслевыми партнерами доложила президент Ассоциации организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ (BIM-Ассоциация) Александра Никульцева. Касаясь проблемных вопросов работы проектно-строительного комплекса в единой цифровой среде, с информационными моделями, Александра Никульцева, среди прочего, подчеркнула необходимость обеспечить максимальную независимость проектировщиков и строителей от IT-вендоров – разработчиков и поставщиков ПО. Нельзя допускать, чтобы с внезапным уходом с рынка разработчика ПО (а такое у нас случается) вместе с софтом «пропадали» и библиотеки данных, наработанных на данном ПО. Важно, что такой риск сохраняется и при переходе на отечественное программное обеспечение – если не изменить кабальную модель взаимоотношений пользователей ПО и разработчиков (поставщиков).
Требования рынка труда к молодым специалистам, актуальные навыки и инструменты работы с информационной моделью осветили директор по развитию бизнеса «Айбим» Кирилл Войтюк и руководитель направления «Айбим» Анастасия Машковская.
По их сведениям, современный практический запрос от бизнеса на внедрение цифровых технологий распространяется на управление документацией строительства (включая анализ и проверку коллизий на BIM-моделях), на управление стоимостью строительства, на управление сроками строительства (календарно-сетевое планирование). Востребованны работодателями компетенции молодых специалистов в соответствии с ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» и специалитет по специальности 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений»).
Докладчики обратили внимание на постоянно обновляющиеся требования к специалистам, которые влекут изменение базовых постулатов образования; если привычный постулат советской системы – «Образование на всю жизнь», то постулат новой системы – «Непрерывное образование, обучение в течение всей жизни».
В разделе «Лучшие практики реализации образовательных программ в образовательных учреждениях высшего Сибирского федерального округа» с кратким докладом выступила старший преподаватель кафедры строительных конструкций и управляемых систем Инженерно-строительного института ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Ольга Курбаковских. Она привела примеры комплексных выпускных квалификационных работ, подготовленных с использованием технологий информационного моделирования в среде общих данных. По ее словам, в Инженерно-строительном институте «Сибирского федерального университета» готовят «цифровые» кадры для отрасли по всем основным направлениям: «ПГС», «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ», «Проектирование зданий», «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций», и т. д.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Архитектура промышленных и гражданских зданий» ТГАСУ Ольга Лелюга поделилась практикой создания цифрового макета кампуса Томского государственного архитектурно-строительного университета в рамках дисциплины «Современные информационные технологии», а также аналогичным опытом моделирования жилых домов, имеющих статус памятника деревянного зодчества. На основе полученного опыта в ТГАСУ сформировали курс «Технологии информационного моделирования», одна из базовых целей которого – подготовить студентов к успешному трудоустройству на современном рынке проектирования. Она отметила некоторые общие насущные проблемы цифровизации отрасли на нынешнем этапе – связанные, в частности, со сложностью перехода на российское ПО (пока большая часть организаций привычно работает на западном софте, и требует от вузов специалистов, которые умеют работать именно с этим софтом, а не с российскими аналогами).
Юрий Сколубович описал широкие возможности НГАСУ (СИБСТРИН) в сфере подготовки «цифровых» кадров для строительства, где все студенты независимо от направления подготовки проходят курс по цифровым технологиям. По мнению Юрия Сколубовича, также нужно активнее использовать возможности созданных научно-образовательных строительных консорциумов, переводя их деятельность на системную, постоянную основу.
Член Совета НОСТРОЙ, генеральный директор Ассоциации «Енисейский Альянс строителей» Игорь Игнатков предложил национальным объединениям тоже задуматься о необходимости наличия в аппарате специалистов с необходимыми компетенциями, что позволит осуществлять работу по внедрению цифровизации более профессионально.
Максим Федорченко отметил, что в ближайшее время возможно и специалистам СРО потребуется обучаться цифровым компетенциям, ведь в рамках осуществления мониторингов для федерального министерства строительства, ведь без наличия компетенций и понимания сути мы тоже не сможем полноценно взаимодействовать.
Член комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли, президент Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Владимир Середович поддержал позицию, о том что образование кадров становится ключевым в вопросах цифровизации. Также в качестве слабого места нынешней цифровизации назвал неумение работать с исполнительной информационной моделью на этапе строительства.
Все озвученные на конференции выступления и предложения было решено обобщить и проанализировать для дальнейшей проработки.