Саморегулируемые организации обязаны стать полноправными стейкхолдерами в реальном проектном управлении в строительстве
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

31 июля 2024

Саморегулируемые организации обязаны стать полноправными стейкхолдерами в реальном проектном управлении в строительстве



6 июля 2009 года НП «Сахалинстрой» получило статус саморегулируемой организации (СРО) и было внесено в Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. О тернистом пути развития института саморегулирования в строительстве накануне профессионального праздника размышляет руководитель одной из самых активных СРО в России Валерий Мозолевский.

ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СРО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ?

В 2009 году Правительство Российской Федерации при­знало лицензирование участников строительной деятель­ности неэффективным инструментом их регулирования.

Институт лицензирования в строительстве умер, роди­лось саморегулирование!

Что же это дало? Мы всегда ожидаем, что все задуманное, особенно принятое Правительством сверху, должно идти быстро. Приняли решение днем, утром просыпаемся и – ничего не произошло, продолжаем жить как бы во вчераш­нем дне. То же самое произошло и с саморегулированием в строительстве.

Необходимо знать и помнить, что развитие системы саморегулируемых организаций отраслей экономики Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было определено, как одно из пяти приоритетных направ­лений административной реформы в Указе № 824 от 23 июля 2003 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».

Кроме того, Постановлением Конституционного суда РФ №12-ПП от 19.12.2005 года было указано:

… саморегулирование – это такая же форма государ­ственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям.

Возложение на саморегулируемые организации функ­ций контроля за деятельностью своих членов является определенной модификацией контрольной деятель­ности государства.

При этом государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пре­бывания в должности.

То есть, устанавливать квалификационные и иные тре­бования для работников таких организаций.

Прошло 15 лет. Да, многие возникающие вопросы мы, как саморегулируемая организация, в своем регионе решаем и порешали, но большинство коренных про­блем и сегодня мешают эффективно работать членам Ассоциации – застройщикам и, особенно, подрядным организациям.

О ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Проектное управление – это уникальный вид руко­водства. В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и се­тевого планирования, разработанных ещё в 30-50-е годы прошлого века и получили толчок развития в начале 50-х годов при разработке грандиозных проектов освоения космоса и при разработке новых видов продукции и мо­дернизации производства.

Широкое применение методика планирования работ на основе проекта получила и в строительстве.

В 1999 году Госстрой России рекомендовал для при­менения «Рекомендации по деятельности управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабо­чей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (МДС -11-2.99), которые основываются на действующем законодательстве и учитывают отечественный и зарубежный опыт управления проектами.

В 2014 году Министерство экономического развития Российской Федерации выпустило Распоряжение от 14.04.2014 года N 26Р-АУ «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», в котором были опреде­лены Основные цели внедрения проектного управления. Среди которых самое ценное:

«повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействие с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти, за счет использования единых подходов проектного управления».

Проектное управление сродни саморегулированию. Это организация взаимоотношений, учёт и использование прав и обязанностей участников реализации проекта на всех стадиях его жизни.

И вот прошло 10 лет. К большому сожалению, реаль­ное проектное управление в строительстве от стадии его инициации и планирования, проведения изысканий, архи­тектурно-строительного проектирования, строительства и до ввода его в эксплуатацию остановилось на горизонтали планирования и отчётности региональных правительств и муниципалитетов.

01 сентября 2023 года был введён Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57363-2023 «Управление проектами в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)». Требования настоя­щего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве.

До настоящего времени проектное управление так и не опустилось на уровень деятельности технических заказ­чиков, изыскателей, проектировщиков. А это самые ответ­ственные этапы в строительной деятельности, когда надо было бы квалифицированным специалистам региональных и муниципальных заказчиков, не говоря уж об отдельных учреждениях, вылавливать возможные риски, исправление которых уже на стадии строительства в большинстве случаях обходится очень дорого, срываются сроки реализации и часто расторгаются контракты.

До настоящего времени в контрактах и реально при выполнении работ не появились РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТОВ, которые должны отвечать за их реализацию, как и не появились в контрактах и при взаимоотношениях сто­рон ГЛАВНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ ПРОЕКТОВ при изысканиях, архитектурно-строительного проектирования и при обе­спечении выполнения строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Заказчики, вместе с ГРБС подключаются к управлению процессами, уже на стадии строительства с использова­нием, например на Сахалине, платформы строительных сервисов, однако чаще всего, уже «больного проекта», так как в абсолютном большинстве случаев заказчики видят результаты изысканий и проектную документацию только после государственной экспертизы, которую или не глядя кладут на полку, или также не глядя выставляют сразу на закупки. Поэтому на этапе изысканий и проектирования сейчас наблюдается управленческий провал и консервация рисков реализации проектов. У заказчиков просто отсут­ствуют необходимые квалифицированные специалисты, а на десятки имеющихся муниципальных и государствен­ных технических заказчиков в регионах просто нет таких специалистов на территориях.

У нас возникает закономерный вопрос. Если в Градо­строительном Кодексе РФ, в законе № 315-ФЗ «О само­регулируемых организаций» указано на необходимость взаимодействия СРО с органами власти всех уровней и, к тому же, саморегулируемые организации несут ответствен­ность за исполнение обязательств по контрактах нашими членами, почему саморегулируемые организации (их пред­ставители) не включаются в проектные офисы отдельных проектов (объектов) и в проектные команды программ? Ведь в соответствии федеральных законов, СРО являют­ся законными стейкхолдерами проектной деятельности в строительстве!

Прошло 15 лет саморегулированию в строительстве! За такое время дети заканчивают учёбу в школе и в ин­ститутах! Пора бы.

Большинство чиновников – представителей госструк­тур и муниципалитетов спустя 15 лет после отмены ли­цензирования, не понимают целей саморегулирования и не признают его значимость. И только, когда заказчика «прижмет» угроза неисполнения контракта, он вспоминает о Градостроительном Кодексе и статье об ответственности СРО или ФЗ -315.

В обыденной жизни, когда необходимо организовать управление производственными процессами и, в первую очередь, максимально учесть риски при планировании и исполнении контракта, заказчики непонятно зачем сокра­щают сроки изысканий и проектирования, чтобы начать быстрее строить. А ведь именно в изысканиях и проекти­ровании таятся основные риски, которые будут мешать реализации проекта строительства в будущем.

В России действуют отдельные СРО изыскателей, про­ектировщиков и строителей. Тем не менее, в большинстве случаев на судах претензии заказчика предъявляются исключительно к строителям. У заказчиков появилась, считаем, глупая отмазка: «Мол ты видел проектную доку­ментацию, когда подписывал контракт? Теперь отвечай за его исполнение!».

Подождите! Проектную документацию год и дольше де­лают специалисты проектных организаций, членов СРО проектировщиков. Госэкспертиза этой проектной доку­ментации и сметы сегодня может длиться 40-60 и более 100 дней! Проверяют материалы изысканий и проектную документацию и сметы аттестованные Минстроем России эксперты!

Строительная организация – не член СРО проектировщи­ков. У неё есть специалисты по организации строительства. Они не могут и не должны сомневаться в Положительном заключении госэкспертизы. И главное – строительный под­рядчик получает от заказчика проектную и рабочую до­кументация со штампом «В производство работ». Почему подрядчик должен не верить госэкспертизе, проектной организации и заказчику? Они разве должны быть под подо­зрением у подрядчика? А почему? Где, в каком нормативном документе написано, что подрядчик обязан проводить свою экспертизу всех материалов, которые передаёт заказчик?

Специалисты подрядной организации строителей обязаны организовать работу по реализации проектных решений при исполнении контракта.

В Японии, например, есть правило – проектная и рабо­чая документация должны быть такими, чтобы подрядчик строил, как дети собирают конструктор LEGO. То есть задача строителя – строить в соответствии проекта, а не исправлять недостатки в проектной и сметной документации. Вот по­этому в Стране Восходящего солнца производительность труда в разы выше, нежели у нас.

Задача СРО – защита законных интересов и прав как своих членов, так и потребителей. СРО отвечает за тот продукт, который строители сдают заказчику и далее в эксплуата­цию. Отвечает Компенсационным Фондом.

И вот это осознание необходимости смелее внедрять реальное проектное управление на уровень реального про­изводства, а не только на уровне планирования и контроля органами власти и управления, понимание совместной ответственности всех стейкхолдеров проектов за 15 лет саморегулирования в строительстве еще не «снизошло» на всех причастных участников. Однако, мы работаем над этим. Я верю, что это произойдет. В менталитете или в «ду­ше» сложно что-то поменять, но «вода и камень точит».

Сегодня одна из главных задач саморегулирования в строительстве – изменить отношение правительства регионов, эксплуатантов, населения, проектировщиков, изыскателей, строительных организаций, ресурсников к организации проектного управления в строительстве при исполнении контрактов. Выявлять и учитывать риски на всех этапах, особенно на этапах инициации, планирования, изысканий и проектирования, когда любые изменения мож­но провести быстро и недорого. Если мы эти изменения переносим на этап строительства – тогда – «поздно пить боржоми»! Тогда для внесения изменений необходимы большие деньги и время.

Вера в то, что саморегулирование в строительстве будет понято и признано всеми уровнями власти и управления, что саморегулируемые организации будут входить в про­ ектные комитеты и в проектные офисы отдельных проектов, есть в нашей Ас­социации. Это не то, что желание – это наша судьба! Нам – населению, строи­телям, муниципальным и областным властям предстоит менять окружающий мир под новые условия с учётом реа­лий саморегулирования и внедрения настоящего проектного управления.

Сахалинцы видят, как за последние 10 лет похорошел и вырос Южно-Саха­линск: появились современные жилые кварталы, новые школы, детские сады, больницы, культурные учреждения. Активно формируется комфортная городская среда – без барьеров и бордюров. Большие изменения про­исходят в облике городов и поселков Сахалинской области. Все вокруг нас, кроме природных ландшафтов, сделали и делают строители! Верим, что темпы улучшения жизни населения Сахалин­ской области будут зримо нарастать. Для этого и работаем.

010_15353455453544.jpg

О КАДРАХ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

В преддверии Дня строителя еще больнее и острее звучит кадровый вопрос. Дефицит кадров – проблема везде, но в строительстве, особенно.

Почему молодежь, да и старшее население не идут ра­ботать на стройку? А я отвечаю:

А вы подумайте, родители, когда видят социально-бытовые условия на строительных площадках, отправят ли своего ребенка на стройку? Да еще, если узнают, что работают в субботу и в воскресенье, да еще по 10-11 часов! Какие родители сегодня посоветуют своему ребенку выбрать профессию строителя?

Я сейчас «бьюсь» на региональных площадках власти, чтобы работал вахтовый метод организации работ. Если мэр планирует построить в своём районе, например, дет­ский сад и у него нет своих строительных организаций, которые могут это сделать, тогда он обязан решить, где и как будут расквартированы строители в необходимом количестве. Кто будет обслуживать вахтовый посёлок или съемные квартиры? Где и как эти герои будут питаться, мыться и т.д.? И это всё должно быть отражено в ПОС проекта и в смете. Говорю руководителям заказчиков и подрядчиков, что на стройке должны быть созданы такие условия, чтобы рабочий, отработав 8-10 часов, помылся в душе, надел костюм и пошел, например, в кинотеатр. Так было в советское время, это было на Сахалинском шельфе, где государство или инвестор, заказчик предъявляли высокие требования к социально-бы­товым условиям рабочих.

Квалифицированный рабочий – это главный человек на стройке!

Сегодня мы: правительство, СРО, заказчики должны создать «человече­ские» условия труда на стройке, чтобы молодежь туда стремилась. Ведь если смотреть на заработную плату в сметах, то она вполне достойная!

Например, среднемесячная оплата труда рабочего 4 разряда в сметной стоимости объектов в строительстве Сахалинской области в 1-ом квартале 2024 года составила от 127 700 рублей до 158 136 рублей в зависимости от ценовой зоны (от Южно-Сахалинска до Курильских островов). Другое дело, как эта заработная плата выплачивает­ся работодателем? И вот тут большое влияние оказывают административные барьеры из-за низкой квалификации специалистов заказчиков и проекти­ровщиков, когда они разрабатывают некачественные проекты организации работ, не учитывают особые условия выполнения работ, большие объёмы транспортных расходов, прочие расходы в 9-й главе сводного сметного расчёта и затраты в размере минимум 10%. Все эти затраты подрядчик, часто вынужден по вине заказчика компенсировать за счёт фонда оплаты труда в смете.

И в этом случае нужно применять зарубежную практи­ку, когда при государственных муниципальных закупках идет жесткий контроль начисляемой заработной платы. Если ты не выплачиваешь установленную государством ежемесячную зарплату, заложенную в смете, то теряешь право участия в муниципальных и государственных за­купках на три года!

У нас есть размеры расчётной заработной платы, однако не установлен орган, который бы ежемесячно принимал бы от всех подрядчиков ведомости о начисленной зара­ботной плате за каждые две недели.

Еще одно подспорье в решении выплаты зарплаты со­гласно смете – профсоюз. Я постоянно говорю руководи­телям, что профсоюз – ваш помощник. Если вам неудоб­но или вы боитесь заказчика (а это часто бывает), то ваш профсоюзный работник вместе с вами будет добиваться нормальных условий в контракте и наполнения сметы – ему терять нечего. Когда профсоюз говорит, что в смете учтены все расходы, теперь профсоюз переходит защищать рабо­чих, контролирует и помогает тебе в соблюдении культуры производства, в охране труда, в создание нормальных со­циально-бытовых условий.

Это тоже элемент проектного управления, когда все интересанты работают вместе на конечный продукт.

010_1535345545354433.jpg

О «ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ» ПОДРЯДЧИКА

Прошло 15 лет, как стартовало саморегулирование в строительстве, а некачественная проектная документация остается этакой данностью, элементом административного давления на строительных подрядчиков. При этом, когда выявляются недостатки в проекте или в смете, то подрядчику пеняют, что, если подписал контракт, то и за все в ответе! Это неправильно! Это какой-то, почему-то многими при­нятый паразитизм со стороны заказчика.

По Градостроительному кодексу по всем «нормативкам» реализует проект заказчик, а подрядчик выполняет стро­ительно-монтажные работы. Поэтому вся ответственность на заказчике – от инициации проекта и до ввода объекта в эксплуатацию.

Я убежден, что расторжение контракта по чьей бы то ни было инициативе – это трагедия заказчика:

– Он не выполняет контракт в срок,

– Он не выполняет контракт за выделенные деньги,

– Он подводит мэра или губернатора, так как не вы­полняется обязательство перед населением и в отчётах в Правительство России.

Подрядчик – расторг контракт, получил деньги и ушел. А заказчик не знает, что дальше с этим объектом делать. За­частую он пытается взвалить вину на бывшего подрядчика. Но заказчик инициировал этот проект, и он единственный виноват в том, что его не реализовал.

Наш губернатор Валерий Игоревич Лимаренко, как строитель понимает, за что отвечает. И когда на Инвести­ционном Совете заказчики поднимают тему о расторжении контракта, он предупреждает: «Вы, осторожнее – берегите подрядчика! Мне необходимо выполнять программы раз­вития и договоренности с населением. С кем вы будете это делать?»

В советское время подрядчики и строители считались особой кастой. Вторые по зарплате, на первом месте – шахтеры. Строителям выделяли 5% от вводимого жилья. То есть, кто хотел получить квартиру – шел на стройку. И условия жизни и работы на строительстве были несоиз­меримы с сегодняшними. Хотя и тогда не хватало людей. Все-таки – это тяжелый труд на стройке: дождь, ветер, снег, жара, ночь, выходные дни. Рабочих нужно беречь! А ру­ководители строительных компаний, по-моему мнению, сегодня просто – герои при таком дефиците рабочих и специалистов, не говоря уж о квалифицированных. С ними работать надо – помогать, а не гонять как «сидоровых коз».

Мы, как саморегулируемая организация, продолжаем контролировать ход реализации объектов, которые строят или ремонтируют наши члены. Выезжаем на стройплощадки, информируем на рабочих груп­пах в областном правительстве и Инвестиционном Совете при губернаторе о рисках срыва графиков работ и сроков ввода объекта.

010_15353455453544331.jpg

Ежемесячное заседание Инвестиционного Совета Сахалинской области под председательством губернатора Игоря Лимаренко

Еще в 2015 году Президент России Владимир Путин дал за­дание создавать службы Единого заказчика. На Сахалине до сих пор этого не сделано. Ассоциация «Са­халинстрой» уже было добилась, что контракты на строительство свыше 100 млн. рублей выпол­няет исключительно областная дирекция по строительству. Но к реализации этого поручения губернатора пока не пришли. Мы считаем, что необходимо передать всю стройку в область – в службу Единого заказчика. И чем быстрее, тем всем будет спокойней и надёжней. Как это сделано во многих регионах. На­пример, в Тюмени. Однако, мы над этим работаем. Еще раз повторю, что как «вода камень точит», так и Ассоци­ация «Сахалинстрой» настойчиво работает с региональ­ными и федеральными органами власти, используя все инструменты убеждения, доказательства и возможности саморегулирования.

Ориентиром для активной деятельности нашей само­регулируемой организации считаю положения статьи Президента России Владимира Путина «Демократия и качество государства» (газета «Коммерсант» 2012 год), в частности цитату: «Рассчитываю, что саморегулиро­вание станет одним из столпов сильного гражданского общества в России».

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ КОЛЛЕГ С ПРАЗДНИКОМ ДНЕМ СТРОИТЕЛЯ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ И УДАЧИ! ВСЕ В НАШИХ СИЛАХ!

Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~ewow6