Заседание Общественного Совета при Министерстве строительства и архитектуры Архангельской области
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru
2020 год – год 30-летия Российского Союза строителей

Новости

3 Июля 2020

Заседание Общественного Совета при Министерстве строительства и архитектуры Архангельской области

        Авансирование строительных и проектных работ – чья обязанность: заказчика или подрядчика?

Решения по этому и ряду других ключевых для отрасли вопросов были приняты на заседании Общественного Совета при министерстве строительства и архитектуры Архангельской области.

Крайне болезненный для строительства вопрос, который до последнего времени не был урегулирован, касается покрытия затрат по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков. Ранее эта сумма включались в смету контракта, но с середины 2014 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ такая возможность была исключена. Теперь до момента подписания акта приемки-передачи работ риск случайной гибели или повреждения объекта строительства несет подрядчик, что с одной стороны экономит бюджетные средства, но с другой возникает вопрос, сможет ли подрядчик эти средства изыскать?

– Строители готовы страховать подобные риски, но делают это неохотно, поскольку стоимость страхования не входит в стоимость контракта. Страховая сумма должна быть не ниже стоимости строительно-монтажных работ, указанной в смете контракта, и делать это за счет собственных средств могут позволить себе далеко не все строительные организации, большинство из которых являются субъектами малого и среднего бизнеса, – пояснил в ходе заседании исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт.

Общественный Совет поддержал предложение строительного сообщества и рекомендовал органам исполнительной власти учитывать потребности подрядных организаций и предусматривать стоимость страховки в общей стоимости контракта.

Не менее важным для строителей остается и вопрос авансирования работ. До последнего времени взгляды заказчиков и подрядчиков здесь расходились: заказчик вполне обоснованно опасался при срыве очередного контракта навсегда «распрощаться» с суммой выплаченного аванса – подрядчик с другой стороны зачастую был «скован в маневре», не имея достаточных оборотных средств для начала строительства. Но наметился прогресс в решении и этого вопроса.

Так, авансирование работ строительных контрактов регламентировано Постановлением Администрации Архангельской области от № 6-па/1 «Об утверждении Правил финансирования областной адресной инвестиционной» и Постановлением Правительства Архангельской области от 09.12.2014 № 516-пп «Об утверждении Правил финансирования областной адресной инвестиционной программы».

Установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, и на сегодняшний день уже 50 процентов заключенных в текущем году контрактов предусматривают авансирование работ в размере от 15 до 30 процентов.

Актуальным для отрасли является и вопрос авансирования проектных работ, стоимость которых в некоторых случаях достигает 20 процентов от стоимости строительства. Эти затраты также ложатся на исполнителя, т.е. на строительные и проектные организации.

– Мы считаем, что в нынешних экономических условиях авансирование строительных и проектных работ со стороны заказчика будет своевременным и абсолютно правильным решением, – считает исполнительный директор СРО «Союз проектировщиков» Андрей Казак. – Это позволит снизить финансовую нагрузку и использовать эти средства на скорейшее выполнение контракта.

– Общественный Совет рекомендовал учитывать эти пожелания строителей, и мы готовы внимательно прорабатывать все пункты контрактов во избежание срывов. Особенно это важно при исполнении масштабных и дорогостоящих работ в рамках национальных проектов. Думаю, что если цели и задачи заказчика и подрядчика будут полностью совпадать, то нам удастся, учитывая потребности строительных и проектных организаций, в установленные сроки и с надлежащим качеством выполнить все задачи, стоящие перед отраслью, – отметил министр строительства и архитектуры Архангельской области Денис Гладышев.

Также на Общественном Совете обсуждалась новая законодательная практика. С 1 июля 2019 года жилищное строительство должно осуществляться за счет собственных средств застройщиков или с привлечением кредитных средств в рамках проектного финансирования с открытием счетов эскроу.

По состоянию на 25 июня 2020 года на территории Архангельской области 83 застройщика осуществляет строительство 112 многоквартирных домов, в том числе:

·        96 объектов капитального строительства осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства;

·        4 объекта – через жилищно-строительные кооперативы;

·        12 объектов – с использованием эскроу счетов в рамках проектного финансирования (8 застройщиков).

– Переход на новую систему финансирования в целом можно назвать позитивным, – сообщил членам Общественного Совета генеральный директор ООО «СУ «СМК» Сергей Махов. Возглавляемая им компания стала первой, которая стала осуществлять строительство с использованием проектного финансирования. – При этом застройщик должен соответствовать целому перечню требований, но в конечном результате наш опыт показывает, что такой вариант является перспективным.

Кроме этого, члены Общественного Совета обсудили не менее актуальные для отрасли вопросы, как подключение новых объектов к инженерным сетям. В этой части принято решение обсудить вопрос до конца июля с представителями администрации областного центра и ресурсоснабжающими организациями.

        Кто должен оплачивать государственную экспертизу проектной документации?

СРО «Союз проектировщиков» пытается разобраться, на кого должны лечь расходы по прохождению государственной экспертизы проектной документации.

Ряд организаций, входящих в саморегулируемую организацию, обратились в исполнительную дирекцию Союза с просьбой в решении вопроса по оплате государственной экспертизы проектных работ, выполненных в рамках госзаказа.

Процесс проектирования строится следующим образом: проектировщик по техническому задания заказчика и результатам инженерных изысканий изготавливает необходимые разделы документации, после чего передает их в органы государственной экспертизы, который в случае отсутствия замечаний выносит положительное заключение о соответствии проектной документацией. После этого проект утверждается заказчиком. И только тогда заказчик производит оплату проекта.

Заявитель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы» для проведения экспертизы обращается в экспертное учреждение. Обязанность по проведению государственной экспертизы проектной документации и заключению договора возложена на заказчика или застройщика, а не на проектировщика. Экспертиза и выдача заключения осуществляется за счет средств заявителя. Законодательство не запрещает закрепить данную обязанность и за подрядчиком и госзаказчик этим пользуется. И получается, что затраты по оплате экспертизы проектной документации ложатся непосредственно на проектировщика.

СРО «Союз проектировщиков» в этой связи обратилась в Главное управление капитального строительства Архангельской области и в министерство строительства и архитектуры Архангельской области. СРО просит рассмотреть возможность исключения из договора подряда на разработку проектной документации возложение обязанности проектировщика в прохождении государственной экспертизы проектной документации за свой счет. Если такое решение будет принято, то плата за проведение государственной экспертизы может быть исключена из общей стоимости цены контракта.

– Стоимость госэкспертизы доходит до четверти стоимости проекта, что весьма существенно для любого проектировщика. В то же время большинство проектных организаций являются представителями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Практически все контракты на проектирование торгуются без предоплаты. Вполне справедливо перенести расходы на проведение экспертизы за счет заказчика проектных работ, – считает исполнительный директор СРО «Союз проектировщиков», член Совета НОПРИЗ Андрей Казак. – Сейчас мы собираем экспертные мнения по этому вопросу, и будем настаивать либо на исключении этой суммы из стоимости контракта и передаче функции заявителя непосредственно на заказчика, либо предусмотреть авансирование проектных работ в стоимости государственной экспертизы.

Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~WJo8v