В Москве состоялся форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса».
Участие в работе форума принял Первый вице-президент РСС Владимир Дедюхин.
На мероприятии обсудили развитие инфраструктурных инициатив бизнеса, расширение механизмов опережающего строительства и привлечение частного капитала в приоритетные проекты. Организатор Форума - Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В рамках Форума прошло пленарное заседание «Банки: заработок на инфраструктуре или стимулирование экономического развития?» Участие в нем приняли директор департамента строительства Правительства РФ Максим Степанов, Президент РСПП Александр Шохин, первый заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин, представители банковского сектора и строительных компаний.
Открывая пленарное заседание, Александр Шохин отметил, что вопросы развития инфраструктуры являются сегодня одной из приоритетных задач государственной экономической политики и выделены в отдельный национальный проект. Масштаб поставленных задач требует активного привлечения частного бизнеса как непосредственного и ключевого участника в реализации нацпроектов. Для этого необходимо повышать уровень доверия между властью и бизнесом, создавать гарантии эффективной реализации проектов, разрабатывать бизнес-ориентированные инструменты для интеграции небольших компаний в крупные инфраструктурные проекты.
«Развитие инфраструктуры играет важную роль и улучшает экономическую ситуацию России в целом. Все регионы страны принимают участие в «Инфраструктурном меню» - федеральном проекте, который уже зарекомендовал себя как достаточно эффективный и востребованный. В рамках «Инфраструктурного меню» были выделены инфраструктурные кредиты на 4 года в размере 1 триллиона рублей. Важный момент заключается в том, что регионы сами выбирают направление, на которое хотят потратить финансирование. На данный момент большая часть финансирования направлена на объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры. Благодаря кредитам мы уже видим реализацию более 250 объектов. Также в прошлом году было принято решение направить в регионы специальные казначейские кредиты, которые нацелены на развитие всех видов инфраструктуры. «Инфраструктурное меню» требует расширения и продления до 2030 года, так как уже имеет внушительные результаты в развитии отрасли», — рассказал Александр Ломакин.
Как сообщил исполнительный директор АИИК Вадим Калинин, Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов объединила крупнейших игроков рынка инфраструктурного строительства по всем отраслям, чтобы вместе разрабатывать эффективные инструменты развития инфраструктуры страны. Создание и улучшение инфраструктуры позволяет развивать экономику страны (в том числе поступления в бюджет и рост ВВП страны). Развитие только транспортной системы является основой для роста всех отраслей экономики и позволяет получить экономический эффект, превышающий вложения более чем в два раза.
«Во многом благодаря системным решениям регулятора (как в части регулирования, так и в части выделенных объёмов финансирования) подрядные организации обеспечили рекордный уровень ввода автомобильных дорог и мостов. В 2023 году построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс, что почти в три раза больше, чем в 2022. Ещё более 10 тыс. километров дорог отремонтировано. Автодорожное строительство важно для экономики – мультипликатор 2,5 – у него большой потенциал и при этом банки могут сыграть роль в развитии, предприняв со своей стороны меры для стимулирования отрасли. Социально-экономические эффекты огромны – от прямых бюджетных эффектов до косвенных эффектов для смежных отраслей», – отметила генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.
Сформированные по итогам Форума инициативы будут направлены в адрес Правительства РФ для дальнейшей проработки. Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов создана при поддержке РСПП летом 2023 года в целях консолидации отраслевой повестки, привлечения частных инвестиций в инфраструктуру страны, а также совершенствования механизмов внебюджетного финансирования и государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного строительства, в том числе дорог, портов, аэродромов, ЖКХ, социальных объектов, общественного транспорта, промышленности и др.