Постановление Правления Российского Союза строителей
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

13 июля 2017

Постановление Правления Российского Союза строителей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Малые компании показали свою живучесть и в условиях кризиса

13 июля в Москве состоялось заседание Правления Российского Союза строителей под председательством президента Владимира Яковлева. Члены Правления обсудили такую важную тему, как поддержка малого и среднего бизнеса. Речь также шла об «обманутых подрядчиках», задержках платежей, которые превратились, как выразился один из участников заседания, в «стон регионов».

С основным докладом о деятельности РСС по поддержке малого и среднего бизнеса выступил вице-президент РСС О.Е. Басин. Олег Ефимович привел очень интересные цифры. По данным рейтингового агентства строительного комплекса участниками строительного рынка на конец 2016 года являлись около 146 тыс. компаний. Из них 94% – это компании малого бизнеса, только 6% строительных компаний представляют крупный и средний бизнес.
Состояние компаний строительной отрасли ухудшается. Количество банкротств в 2016 году составило 3183 организаций, что на 470 больше, чем в 2015 году.
Отрасль продолжает пребывать в состоянии вялотекущей рецессии. Согласно Росстату, доходность строительной отрасли в прошлом году составила 5,2% при официальной инфляции 5,4%. У большинства строительных организаций наблюдается ухудшение финансового состояния. Как минимум, 20% организаций находятся в предбанкротном состоянии. В первом квартале 2017 года средний уровень загрузки производственных мощностей в отрасли составил 61%.
Сохраняется тенденция к сокращению численности занятых в строительстве. Производственную деятельность организаций ухудшают такие факторы, как высокий уровень налогов, недостаток заказов на работы, высокая стоимость материалов, неплатежеспособность заказчиков, недобросовестная конкуренция, высокий процент коммерческого кредита и проблемы с получением банковских гарантий, недостаток квалифицированных рабочих.
Очевидно, что без спроса на строительные услуги со стороны государства и корпоративного сектора подрядчикам выйти из затянувшейся рецессии невозможно.
Тем не менее, как считает О. Басин, малые компании показали свою живучесть и в условиях спада. Прежде всего, благодаря упрощенной системе налогообложения, отсутствию нагрузки от содержания дорогостоящих основных фондов и средств производства, а также «гибкой» системы получения средств от заказчика.
О. Басин является вице-президентом Ассоциации СРО «МОС», поэтому он не мог оставить без внимания нововведения, которые кардинально поменяли систему саморегулирования в строительстве.
По его мнению, регионализация, система национального реестра специалистов, создание такого нового вида финансовой ответственности, как компенсационный фонд договорных обязательств осложняет деятельность менеджмента строительных компаний.
Кроме того, регионализация дала возможность «власть имущим» в том или ином субъекте федерации диктовать условия малым и средним предпринимателям не только по членству в СРО, которая порой одна в регионе, но и по дальнейшему участию в тендерах.
Много вопросов возникает и по поводу введения национального реестра специалистов.
– Есть опасение, что правильная инициатива может превратиться, учитывая строгость наших законов, в «институт профессиональных подписантов», состоящих из специалистов, имеющих иммунитет перед законом: инвалидность, наличие государственных наград, преклонный возраст и т.д., – считает О.Басин.
Как считает вице-президент РСС, реформа саморегулирования не решила одну из главных задач – ликвидация коммерческих СРО, т.к. более защищенными выглядят СРО с максимальным количеством небольших компаний, не имеющих прямых госконтрактов и существенно меньшие риски по сравнению с крупными компаниями.
В своем докладе О.Басин поднял такую тему, как создание Государственного компенсационного Фонда защиты прав участников долевого строительства. Сегодня все строительное сообщество вовлечено в обсуждение размера отчислений в Фонд от цены договора долевого участия.
– Но почему бы вообще не запретить застройщикам заключать ДДУ, а обязать их продавать готовые, надлежащим образом оформленные квартиры? При низкой покупательной способности населения и переизбытке готовых квартир на рынке жилья, это не приведет к мгновенному повышению цены квадратного метра. А в долгосрочной перспективе заставит застройщиков более ответственно подходить к выбору площадок и проектов строительства, т.к. придется строить «на свои» и под свою ответственность, – считает О.Басин.
Тему продолжила помощник вице-президента «Союзпетрострой» И.Г. Толдова, которая выступила от лица вице-президента РСС, директора Санкт-Петербургского Союза строительных компаний, заслуженного экономиста РФ, Почетного строителя России, д.э.н. профессора Л.М. Каплана.
В чем же суть этого доклада?
Малое и среднее предпринимательство в строительном комплексе из года в год все более свертывает свою работу, и это происходит во всех регионах России. Так, в Санкт-Петербурге удельный вес этого сектора строительства в общем объеме работ за последние годы резко снизился до 6-8% (против 38% в начале 2000-х годов).
Конечно же, на негативное положение влияет общая сложная макроэкономическая ситуация в стране, в том числе снижение спроса на объекты недвижимости, особенно на жилье. Однако развитию малого и среднего бизнеса в строительстве мешают и другие факторы.
Первый фактор – явное нежелание органов государственной власти, особенно на региональном уровне, поддерживать компании малого и среднего бизнеса. Предпочтение отдается крупным и сверхкрупным компаниям, которые превратились в монопольные структуры. Так, в Санкт-Петербурге в 2016 году 94% всего жилья ввели 16 инвестиционно-строительных компаний.
Второй – слабая господдержка малого строительного предпринимательства. На 2017 год программа господдержки в Санкт-Петербурге на все отрасли снизилась до 86 млн руб., в том числе для строительного сектора подходят три программы, каждая из которых предусматривает от 300 до 700 тыс. руб. В других регионах такие программы зачастую вообще не предназначены для строительных организаций.
Третий – острый дефицит фронта работ, как в строительстве, так и в промышленности строительных материалов. Крупные инвестиционно-строительные компании осуществляют все функции девелопмента – от покупки земли и привлечения дольщиков до эксплуатации объектов недвижимости. Это вертикально интегрированные структуры, имеющие свои подразделения по выполнению специальных работ или сложившуюся годами базу привлекаемых контрагентов. Другим компаниям попасть в эту базу практически невозможно.
Четвертый – отрасль буквально захлестнула система неплатежей за выполненные работы, в том числе на сданных объектах. С одной стороны, это результат сжатия денежной массы в стране, но главное – это сознательная политика ряда заказчиков и застройщиков, которые под разными предлогами не платят за выполненные работы. Арбитражные суды оказываются неэффективными, в том числе в силу предварительной юридической подготовки неплательщиков. Образуются цепочки неплатежей, в результате которых происходят массовые банкротства компаний. За 2016 год, по данным Росстата, число банкротств строительных компаний выросло в 5 раз.
Пятый – острый недостаток оборотных средств. Банковское кредитование и банковские гарантии практически недоступны для малого и среднего строительного бизнеса. Крайне редко выставляются на аукционы небольшие лоты земли, доступные для среднего бизнеса, а если они проводятся, то оказываются недоступными для средних компаний, ибо перехватываются крупными компаниями.
Шестой – Федеральный закон №44-ФЗ является основным тормозом в развитии инвестиционно-строительного комплекса страны.
В докладе Ирины Толдовой прозвучала не только критика, но были высказаны и предложения по исправлению ситуацию. По мнению докладчика, для поддержки малого и среднего строительного бизнеса необходимо на федеральном уровне внести существенные поправки в федеральный закон 44-ФЗ, а именно:
• выделение строительства в особую группу закупок с учетом специфики отрасли;
• установка минимального размера снижения цены контрактов в строительстве до 10-13% от первоначальной цены во избежание демпинга (резерв на непредвиденные затраты и минимальная прибыль);
• запрет дочерним структурам крупных компаний участвовать в торгах на объекты до 20 млн руб. (а лучше до 50 млн руб.).
Также необходимо внести изменения в Градостроительный и Жилищный кодексы в части разрешения предоставления целевым образом земельных участков для строительства жилья эконом-класса для государственных (социальных) нужд.

Предлагается предусмотреть в Градостроительном кодексе санкции за необоснованный отказ заказчиков от оплаты выполненных строительно-монтажных работ вне зависимости от форм собственности участников рынка.
И главное – принять федеральный закон с программой государственной поддержки и развития малого и среднего строительного предпринимательства.
Ряд мер предлагается принять и на региональном уровне, например, принять программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с установлением четких индикаторов их доли в общем объеме работ и установить контроль их выполнения. Предлагается также усилить контроль региональных антимонопольных органов за соблюдением федерального законодательства в части ограничения монополистов в сфере строительства и промышленности стройматериалов, в том числе контроль за ценовыми сговорами и уровнем рентабельности у монополистов.
И.Толдова сообщила, что 16 июня совместно с 13 регионов России направили коллективное обращение – открытое письмо Президенту РФ В.В. Путину по проблеме «обманутых подрядчиков».
Недавно в структуре РСС был создан Комитет по финансово-инвестиционной деятельности. О том, на каких направлениях работы планируется сосредоточить свои усилия, рассказал его председатель Р.А. Шатохин. Руслан Анатольевич более 20 лет занимался банковским бизнесом в крупных российских банках, прошел путь от рядового сотрудника до члена правления банка, поэтому досконально знает тему.
– Основой для деятельности комитета мы видим, с одной стороны, десятки тысяч предприятий строительной и смежных отраслей, нуждающихся в современных финансовых услугах и, с другой, – значительное количество финансовых сервисов, способных предоставить эти услуги, – заявил руководитель нового комитета.
Также на заседании в члены РСС были приняты новые компании.

Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~inl5b